Ректор Витольд Пестис убежден, что у молодежи важно зародить желание работать на селе, а кадры продолжать «лепить» на производстве...
Более шестидесяти лет служит стране и агропромышленному комплексу Гродненский государственный аграрный университет — альма-матер многих руководителей ведущих сельхозпредприятий республики, председателей районных и областных исполкомов, государственных и общественных деятелей, производственников и бизнесменов, ученых-аграриев, Героев Социалистического Труда. Каждый третий Герой Беларуси — выпускник Гродненского государственного аграрного университета. Это не просто вуз и кузница кадров, а дом, где живет большая дружная семья. Тон ее жизни последние 17 лет задает ректор университета Витольд Пестис — доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси, заслуженный работник образования Республики Беларусь, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. О методах и секретах воспитания выдающихся личностей, об особенностях вуза и главном богатстве университета Витольд Пестис рассказал корреспонденту «БН».
— Витольд Казимирович, Гродненский государственный аграрный университет вписал в историю страны немало известных имен, не говоря о тысячах высококлассных специалистов, работающих в разных уголках страны и за ее пределами, причем не только в АПК. Вам есть кем и чем гордиться!
— Безусловно. Главное богатство и гордость университета — наши выпускники. Среди них Герои Беларуси Александр Иосифович Дубко, который возглавлял Гродненский облисполком, Виталий Ильич Кремко, Василий Афанасьевич Ревяко. Учились в Гродно и заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Василий Константинович Павловский, председатель Брестского облисполкома Константин Андреевич Сумар, председатель концерна «Белгоспищепром» Иван Иванович Данченко и другие известные люди.
Сама Гродненщина испокон веков славилась высокими показателями аграрного производства. А все потому, что 90 процентов руководителей АПК региона — наши выпускники. Брестчина — то же самое. Конечно, что-то в этом есть. Может, сказываются региональные особенности, и люди здесь интересные. Когда с абитуриентами встречаюсь, всегда говорю, что в Гродно есть три вуза: наибольший — Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, наименьший — медицинский университет, наилучший — аграрный.
Наши выпускники — люди состоявшиеся, успешные и, естественно, занятые, но помнят и ценят свою альма-матер. Они создали в университете даже попечительский совет, который участвует в делах и помогает решать проблемы вуза. Его возглавил наш выпускник известный председатель СПК «Остромечево» Брестского района Алексей Степанович Скакун. Поддерживает нас и область, ведь руководство Гродненщины знает, что вуз готовит нужные кадры для АПК, которые отправляются на работу в предприятия перерабатывающей промышленности и сельхозпредприятия региона. Наши выпускники, обладая отличной профессиональной подготовкой, умеют принимать правильные решения в любых условиях и ситуациях, успешно реализуют себя в разных сферах экономики, укрепляют авторитет вуза. Уверен, так будет и дальше: и сегодняшние, и будущие студенты впишут свои имена в историю страны, вобрав лучшие традиции университета, креативные идеи наших ученых и их преподавательский опыт и, конечно, достижения уже состоявшихся специалистов, руководителей.
— На чем основывается такая уверенность?
— Отличительная особенность нашего университета — высочайшие требования к качеству учебного процесса на всех уровнях. Программа обучения сочетает в себе лучшие традиции отечественной высшей школы и новейшие образовательные методики и технологии. Вуз решает задачу формирования высокообразованного молодого специалиста, конкурентоспособного в любой точке земного шара.
Естественно, высоки требования и к преподавательскому составу, который у нас в университете представлен профессиональными педагогическими кадрами с богатым научно-практическим опытом работы. Но время не стоит на месте — необходимо развиваться, осваивать передовые инновационные разработки и технологии, чтобы передать свои знания студентам. Требую, чтобы преподаватели владели не только теорией, но и были в курсе реальных проблем отрасли, учили молодежь с ними справляться.
Но того, чему мы учим, мало. Необходимо продолжать работу по закреплению кадров на селе. К примеру, пришла нам из Слуцкого района заявка на главного зоотехника с окладом 3,5 миллиона рублей в месяц. Плюс к зарплате — разного рода доплаты, благоустроенное жилье. Это уже кое-что. Вот если бы таких предложений было больше, молодежь потянулась бы в АПК. Когда я в 1971 году получал диплом, хотел работать в хозяйстве, шел с желанием. Но тогда было другое время, другие люди. Сегодня молодежь мыслит иными категориями, поэтому надо в ней зародить желание работать на селе, стимулировать к созидательному труду, создавать условия для самореализации, инициативы и творчества. Кроме того, кадры надо «лепить» на производстве, поддерживая их начинания, подсказывая правильные управленческие решения и давать возможность свои знания и умения реализовывать на практике. Вуз только закладывает базу, а остальное — за руководством и коллективом специалистов предприятий на местах. К примеру, когда спрашиваю нашего выпускника, Героя Социалистического Труда, председателя СПК «Обухово» Илью Петровича Сенько, как работает наш выпускник, молодой специалист, которого он взял на работу два года назад, руководитель отвечает: «Нормально, но его еще «лепить» надо». У Воронецкого Андрея Максимовича, имя которого носит сельхозпредприятие в Берестовицком районе, вообще не было аграрного образования, он — учитель истории. А я у него учился! Все потому, что он великолепный организатор и компенсировал свой пробел в специальном образовании тем, что подбирал высококлассных специалистов и работал с ними как с командой единомышленников.
Поэтому сам организационный момент и у нас в университете, и на предприятиях, куда приходят работать молодые специалисты, их психологическая и практическая адаптация на производстве и в коллективе, развитие желания совершенствовать свои профессиональные навыки не менее важны, чем учебный процесс в вузе.
— На это и настраиваете преподавателей?
— Именно. Мы из каждого студента обязаны вырастить личность. Нам надо готовить руководителей, хороших инициативных специалистов. При этом дать возможность каждому человеку реализовать себя, самоутвердиться. Поэтому одна из основных задач педагогического коллектива университета — всемерно способствовать этому, распознавать будущих высококлассных технологов сельскохозяйственного производства и талантливых руководителей.
К примеру, стоит группа студентов. Один в центре активно дискутирует, высказывает свою точку зрения. Остальные внимательно слушают и соглашаются, готовы его поддержать. Вот он — лидер. И мы стараемся таких людей выявлять и развивать в нем эти задатки. А профессионализм, как алмаз, шлифуется в процессе работы и основывается на теоретических и практических навыках, полученных в университете. Для этого мы стараемся большую часть учебного времени отдавать учебной практике, привлекать студентов к закладке и проведению опытов, участию в хоздоговорных проектах. Хочу добиться того, чтобы каждый преподаватель вел хоздоговоры и привлекал к этой работе как можно больше студентов. А вести договоры — значит, знать производство, не бояться его и быть готовым к самостоятельной трудовой деятельности. Думаю, это даст только положительный результат, в том числе в образовательном и воспитательном процессе.
— Витольд Казимирович, велика ли конкуренция среди абитуриентов? Какие специальности популярнее среди желающих учиться в университете?
— На все факультеты есть конкурс. Даже на биотехнологический в прошлом году было 1,7 человека на место. А на специальности технологического факультета и того больше. На экономический и бухгалтерский факультеты постоянно формируется конкурс по 4—5 человек на место. Конечно, во многом помогла профориентационная работа. К примеру, наш вуз постоянно организовывает агитбригады, ездим по районным центрам, даем концерты, привлекаем молодежь. Кроме того, у нас есть ряд преимуществ по сравнению с другими вузами. Мы на сто процентов обеспечиваем общежитием всех нуждающихся студентов. По желанию ребята получают водительское удостоверение, проходят практику на зарубежных предприятиях, параллельно с первым высшим образованием предоставляется возможность получить второе высшее образование по экономическому профилю. Если студент учится на «отлично», на третьем курсе может поступать в высшую школу управления и учиться там в вечернее время. Это, конечно, непросто, но около 20 человек ежегодно поступают. И этого достаточно, если столько управленцев выпускать для АПК. Кстати, многие уже зарекомендовали себя в работе. Но главное еще — удержать их на селе. Как бы качественно мы ни готовили, без коренного пересмотра производственных отношений в аграрной сфере ничего не будет. Необходимо остановить отток молодежи из деревни. Пример — СПК «Родина» Белыничского района. Руководитель этого хозяйства решил проблему кадров. У него реализуется программа «Молодежь» и треть работников — молодежь до 30 лет. Для этих целей работа с детьми и их родителями начинается уже в школе. Ребятам, занимающимся на «хорошо» и «отлично», предлагается стипендия, чтобы по окончании школы они шли за высшим образованием в аграрные вузы, а потом возвращались в хозяйство на работу, получив квартиру и достойную зарплату.
— Для этого, наверное, надо и уже действующим кадрам идти в ногу со временем, чтобы на одном языке с молодежью говорить и мыслить. Наверняка переучиваете бывших студентов — нынешних специалистов и руководителей?
— Гродненский государственный аграрный университет — мощный центр повышения квалификации и переподготовки кадров АПК. Все специалисты хозяйств проходят через нас. Ведь сегодня — не то, что раньше, когда у того же зоотехника главные задачи были — накормить, напоить, подоить скот. Теперь надо думать, как и чем правильно накормить животных, организовать содержание скота и его лечение, при этом обеспечить не только выполнение и перевыполнение плановых показателей, но и высокую доходность отрасли. А без науки здесь никак. Кстати, мы в числе первых среди вузов получили статус научного учреждения, и теперь наш университет — учебно-научно-производственный центр. Кроме того, считаю, что в наше время каждый выпускник вуза, в том числе аграрного, должен владеть хотя бы одним иностранным языком. И к этому у самих студентов возрос интерес. Поэтому на одном из заседаний Совета университета было принято решение о том, что к 2015 году будем ориентироваться на выпуск специалистов со знанием английского языка.
Словом, наш вуз особый, стараемся, чтобы таким был он всегда. Но и сами выпускники, как уже говорил, повышают авторитет альма-матер. И примечательно, что из наших стен выходят не только агрономы, зоотехники, экономисты, но и… художники, музыканты, артисты. Был на съезде БРСМ, который открывал своим выступлением Дмитрий Кочаровский. Он зоотехник по образованию, окончил наш зоофак. А поет у Финберга. То есть в нашем университете есть все возможности для раскрытия творческого потенциала личности.
Наталья Еремич, "БН"