Слово обладателю Гран-при «Телевершины»

Иван Эйсмонт: «Шоу должно продолжаться»

Эмоции после «Телевершины-2022» улеглись, все, кто мог и хотел, уже высказались, поделились впечатлениями в итоговых выпусках новостей, видеоблогах и соцсетях. Приятно отметить, что телевизионщики, как и многие зрители, называют Гран-при одной из самых заслуженных и справедливых наград: проект «Х-Factor в Беларуси. Прямой эфир» действительно вне конкуренции.


С триумфатором церемонии «Телевершина», генеральным продюсером музыкального шоу «Х-Factor в Беларуси» и председателем Белтелерадио­компании Иваном Эйсмонтом обсуждаем новые стандарты конкуренции в массмедиа, говорим о пользе дипломатических навыков в эпоху информационной войны. А также наш гость отвечает на главный вопрос поклонников «Х-Factor»: будет ли продолжение шоу?

— Иван Михайлович, как вы объясняете такое теплое отношение коллег к вашей главной награде и друг к другу?

— Думаю, все присутствующие на церемонии и зрители почувствовали редкое для телевизионного сообщества единодушие и радость встречи. Наши отношения изменились. Бытует мнение, что это случилось после выборов-2020, когда под натиском внешнего давления нам всем пришлось сплотиться. Я с этим не совсем согласен. Команда руководителей ведущих массмедиа сложилась задолго до событий августа 2020 года, очень многое мы делали и продолжаем делать вместе. Это не значит, что мы перестали конкурировать. И когда встречаемся, отнюдь не торопимся раскрывать планы и секреты относительно новых проектов: мы все-таки играем на одном медиаполе и от подспудной конкуренции не застрахованы. Но вместе делаем общее дело, обмениваемся видеоматериалами, сюжетами, эксклюзивной информацией. А еще, что немаловажно, творческие победы и удачи друг друга оцениваем без злобы и зависти.

— «Х-Factor» мог появиться на другом канале?

— Мог, конечно. Насколько я знаю, коллеги планируют в ближайшее время удивлять нас громкими премьерами, что, безусловно, идет только на пользу белорусскому телевидению и подстегивает к поиску новых форм. Помню, в 2016‑м я выходил на сцену «Телевершины» и получал Гран-при за документальный сериал «Беларусь XXI», рассказывающий о том, как изменилась страна за два десятилетия суверенной истории. Моя идея и задача режиссера заключалась в том, чтобы, используя графику и ретрофотографии, начинать рассказ о Минске на «старом» фоне, и постепенно в кадре появлялось бы преображение — новый вид этой же локации. 
Уверен, новый взгляд, желание по-хорошему удивить и превзойти самих себя в профессии всегда будет отмечено вниманием.
— «Х-Factor» именно такой проект?

— У нас есть достойные музыкальные шоу: скажем, детский конкурс «Талент краiны» на ОНТ зарекомендовал себя великолепно. «Х-Factor в Беларуси» выделяется на общем фоне своим масштабом, я уже отмечал это на церемонии и с удовольствием повторю снова: через наше шоу прошли 4 тысячи человек, молодых белорусов, на кастингах. Мы провели три месяца беспрерывных съемочных дней, а это тонны оборудования на площадке и работа большой команды Белтелерадиокомпании в режиме нон-стоп, без сна и отдыха. Да простят меня наши коллеги с других каналов, думаю, пока им просто не хватило бы ресурсов.

— Один из сопродюсеров «Х-Factor в Беларуси» Глеб Шульман поблагодарил во время церемонии в том числе и хейтеров. Сегодня, когда к проекту пришел такой огромный успех и главная статуэтка «Телевершины», раскройте, пожалуйста, подробности ваших взаимоотношений с иностранными партнерами. Знаю, что в самый неподходящий момент, когда проект был уже в запуске, правообладатели попытались лишить вас лицензии. Это правда?

— Хочу передать привет всем бесполезным фондам и иным организациям, которые после выборов-2020 приложили очень много усилий, чтобы «Х-Factor в Беларуси» не состоялся. Они пустили в ход письма, угрозы, обращения, давили на наших партнеров. В какой-то момент правообладатель франшизы отреагировал и вопрос получения нами лицензии подвис. Тогда уже мы вступили в переписку, направили партнерам свои аргументированные замечания и доказательства того, что обвинения хейтеров беспочвенны и предвзяты. Мы всегда так делаем в подобных случаях: защищаем себя фактами. 
Нашу точку зрения приняли во внимание — и открутили назад свое решение о запрете шоу в Беларуси.
— Удивительно. Мне казалось, эпоха дипломатической переписки навсегда в прошлом.

— Я точно знаю: кроме отдельных представителей в Британии, правообладатели франшизы из других стран в целом очень сожалеют о том, что не могут с нами работать.

— В итоге вам ведь досталась усеченная версия франшизы?

— Когда в проект «X-Factor» входит новая страна, огромную поддержку по условиям контракта должен оказывать правообладатель: они обязуются приезжать с лекциями, обучать администраторов, ведущих, судей. Ничего этого в ­Беларуси не было. Британцы от всего отказались.

— То есть все, что мы видели на экране, — это полностью продукт Белтелерадиокомпании. Тем ценнее награда, разве нет?

— Мы тоже решили, что все к лучшему. Нам никто не навязывал проверенных испробованных ходов. В результате сами искали решения. На мой взгляд, это даже забавно выглядит, когда смотришь на других каналах «X-Factor» — и члены жюри в разных странах одинаково теряют сознание или делают удивленные глаза, как под копирку. У нас судьи работали максимально естественно. Какие есть в жизни Оля Бузова, Серега, Руслан Алехно и Сергей Соседов, такими они были и на сцене, без всяких ограничений и жестких правил. 


От франшизы нам достались имя и правила «X-Factor», а все сопровождение придумывали сами.
Во-первых, камерная площадка киностудии добавила зрелищности. Наш «X-Factor» был не просто концертом талантливых исполнителей, он превратился в киноконцертный спектакль, позволив нам из каждого выступления финалиста сделать видеоклип. Но кое-что не сработало, допустим, эпизод в лагере: хотели наснимать лайфов, добавить интриги в отношения между участниками, но на экране это смотрелось не очень хорошо, затянуто. Для нас это тоже опыт. В следующий раз будем придумывать что-то более эффектное и зрелищное.

— А следующий раз будет?

— Не знаю, будет название «X-Factor» или нет, но шоу продолжится. Надеюсь, с той же командой, в тех же локациях и с новыми героями. Я бы немножко изменил временные рамки: кастинги перенести лучше на осенне-зимний период, а финальные эфиры проводить в марте — апреле — мае. Так что осенью можем вернуться к этому разговору.

— Пока вернемся к «Телевершине»: приятно, что благодаря шоу «X-Factor» на церемонии мы увидели новые лица артистов.

— И я этому очень рад. На ровном месте нам удалось найти много новых талантов. В целом подбор белорусских 14 суперфиналистов получился сильным, интересным, разноплановым. Я также очень рад, что мы нашли продюсера — Сергея Минского, который захотел вложить свои ресурсы в раскрутку этих артистов. У ребят появляются новые песни, они активно ротируются на радиостанциях в Беларуси и России, проходят первые концерты и гастроли. Думаю, у каждого из 14 финалистов есть шанс как минимум удержаться на эстраде. А кто-то из них даже станет суперзвездой. Если работать над собой, развиваться, вкладывать в творчество все свои силы и средства — все получится. Мы творческую активность всегда поддержим.

— Когда вы говорите, что планируете в ближайшее время удивлять нас громкими премьерами, вы о каких-то конкретных проектах?

— Считаю, неплохо было бы возобновить радиопремию. В стране есть новый медиаизмеритель, объективные данные о количестве трансляций той или иной композиции на FM-волнах — по-моему, неплохая идея поощрять ежегодно лучших. Мечтаю сделать на «Беларусь 3» музыкальный конкурс инструменталистов. Нами пока не освоена территория танцевальных шоу, ледовых… Идей много, и мы работаем над их воплощением в реальность.


viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter