История учит только тех, кто ее учит

Как это ни странно, но похоже, что сегодня главная историческая дискуссия в России разворачивается вокруг учебников для средней школы.
Как это ни странно, но похоже, что сегодня главная историческая дискуссия в России разворачивается вокруг учебников для средней школы. А конкретно - вокруг одного из них - "Отечественной истории ХХ века" для старших классов Игоря Долуцкого.

В книге, между прочим, выдержавшей семь переизданий и выпущенной тиражом в полмиллиона, среди прочих предлагается следующее задание. Школьники должны подтвердить или опровергнуть фактами два высказывания. Одно принадлежит историку Юрию Буртину, который утверждает, что "в России после избрания Путина произошел государственный переворот и следствием является режим личной власти, авторитарной диктатуры". Вторая цитата главного "яблочника" Григория Явлинского о том, что "уже в 2001 году в России оформилось полицейское государство". Эксперты минобразования первыми забили тревогу, с ужасом обнаружив подобную "бомбу" в учебнике, который - вот парадокс! - сами же рекомендовали в свое время.

Но на этом злоключения учебника не закончились. Тревогу подняли ветераны Великой Отечественной войны. В своем письме российскому Президенту они заявили, что о событиях 60-летней давности в книге рассказывается без должного патриотизма. И хотя директор Института российской истории Андрей Сахаров возмутился: "Очень плохо, если генералы будут диктовать ученым, как писать учебники", тем не менее очевидную проблему уже нельзя было игнорировать.

Оказалось, что в российском обществе нет единого понимания не только недавней истории, но также и событий, хронологически отдаленных от современности на многие десятилетия.

На моих глазах школьника, а позже студента, если говорить об интерпретации Второй мировой войны, росло количество жертв среди советских граждан - 10 миллионов, 15, 20, в конце концов, 27 миллионов. Но одно дело, когда наше знание дополняется фактами о пакте Молотова - Риббентропа, и совсем другое, когда историки начинают всерьез вычислять дату... гипотетического нападения Советского Союза на фашистскую Германию. Настал ли тот момент, когда раскачиванию пора прекратиться, или снова по физическим законам придется наклониться в противоположную сторону?..

Владимир Путин лично вмешался в школьный конфликт, собрав для авторитетности в московской Ленинской библиотеке ареопаг из светил российской исторической науки. Одному его мнению, высказанному на той встрече, так и хочется кивнуть: страницы школьного учебника - абсолютно не место для идеологических споров. История и так слишком долго прислуживала политике. А с другим посылом подмывает поспорить - мол, учебники должны знакомить с фактами, которые "заставляют гордиться своей историей и своей страной". Думается, что патриотизм не может воспитать книга, в которой история будет искажена, пусть и в угоду благим целям. Вера в нее будет слабой и недолговечной.

Российское министерство образования "сориентировалось" и запретило скандальное пособие, а также пообещало пересмотреть все 107 (!) учебников истории, которыми пользуются в российских школах, в конце концов оставив только по три для каждого класса. Это обстоятельство побудило влиятельнейшую американскую газету "Вашингтон пост" утверждать, что "историю России переписывают под Путина", а "возвращение непредсказуемого прошлого является серьезным препятствием на пути модернизации страны".

С одной стороны, высоких российских чиновников можно понять. Не исключено, что в нынешних условиях в целях консолидации общества и не стоило бы упоминать о сталинских этнических депортациях чеченцев. Просто чтобы не напрашиваться на ненужные исторические параллели. Но выдержит ли такой учебник ревизию временем? Ведь главный принцип проверки на качество лежит на поверхности: учебники надо писать так, чтобы потом никому не нужно было их переписывать.

Конечно, если относиться к истории, как к комиксам, то эти веселые картинки можно разукрашивать в зависимости от настроения и погоды. А если как к научной дисциплине - то здесь фактическое зерно должно быть отделено от субъективных плевел.

Энное количество лет назад у нас самих страсти вокруг истории разыгрывались похлеще, чем в самой истории. Кому-то на страницах учебников очень хотелось столкнуть лбами Беларусь и Россию, забывая о том, что поссориться всегда проще, чем помириться. Живой пример - Франция и Германия, которые всю свою историю провоевали. Теперь же они вместе пишут общие учебники, которые не задевают национальных чувств ни тех ни других, потому что "истину глаголят".

С этой точки зрения, как мне представляется, нас не может оставлять безучастными ситуация с "переписыванием" российских учебников. Ведь долгий период времени у белорусов с россиянами, как, впрочем, и с украинцами, казахами, литовцами, была общая история. Наши народы вместе переживали многие коллизии, и, полагаю, сегодня было бы в высшей степени неправильно трактовать их кто во что горазд, в угоду политической конъюнктуре. Или, что еще хуже, обвинять друг друга, проецируя на современность события давно минувших дней. А такие попытки предпринимаются, например, когда Москву (читай - Россию) обвиняют в голодоморе в Украине...

А вообще учебников по истории может быть сколь угодно много, главное - чтобы история, в них изложенная, была одна. Правдивая.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter