История на пьедестале

Памятники в нашей «среде обитания»
Памятники в нашей «среде обитания»

Памятники возводили еще в Древнем Египте — люди всегда нуждались в духовных ориентирах, положительных примерах. Не менее актуальна эта идея и для современного монументального искусства. И в то же время все чаще появляются памятники не великому и знаменитому, а простому и привычному — причем повсеместно... Что это — мода, новая тенденция в искусстве? С другой стороны, доказано, что визуальная среда, в которой мы обитаем, незаметно, но мощно влияет на нашу психику. Какие факторы ее, эту «среду обитания», сегодня определяют?..

Пожалуй, нет человека более компетентного в этих вопросах, чем председатель Республиканского монументально–экспертного совета Иван Миско. С ним мы и побеседовали.

Особый случай

— Согласитесь, Иван Якимович, европейское монументальное искусство становится все более раскрепощенным, допуская уже почти любые формы выражения авторского замысла. В Москве к юбилею Победы, например, собираются установить памятник фронтовым лошадям и собакам — еще лет 10 назад о таком «вольнодумстве» никто и помыслить не мог... Идея с зубром на Партизанском проспекте Минска в качестве символа партизанской борьбы, в принципе, также была довольно новаторской, но теперь уже окончательно решено, что скоро там появится другое, вполне традиционное изваяние...

— Действительно, несколько дней назад наш совет принял новый вариант завершения гранитной стелы на въезде в Минск — теперь сами партизаны выбирали, каким быть их памятнику. Изваяние партизана, партизанки и ребенка должно быть отлито и установлено уже в ближайшие недели (открытие памятника назначено на 29 апреля), и сейчас наш литейный цех работает днем и ночью — важно все успеть. На сегодняшний день это один из главных проектов. И, чего уж скрывать, самый скандальный — можно сказать, каждый бывший партизан в Беларуси лично пережил процесс его создания. Наверняка вы помните, как восстали наши ветераны против этого зубра, как провели акции протеста по всей стране, пытались любыми путями не допустить появления этого монумента...

— Простите, но художник, наверное, имеет право игнорировать мнение других. Если бы все скульпторы так трепетно прислушивались к «инакомыслящим», мир не знал бы ни Эйфелевой башни, ни других знаменитых памятников.

— Наш худсовет не обязан и впредь не собирается советоваться с дилетантами — обсуждением произведений искусства должны заниматься, безусловно, профессионалы. Но поймите, памятник белорусским партизанам — это особый случай. Ветераны обращались к нам буквально с такими словами: «Выполните нашу последнюю просьбу...» Не посчитаться с ними в данной ситуации, накануне юбилея Победы, было бы неэтично.

С бетоном покончено?

— Монумент партизанам, полагаю, не единственный памятник из тех, что появятся у нас к знаменательной дате.

— В Светлогорске будет установлен монумент погибшим в годы Великой Отечественной войны. Солидный, в виде символического колокола, со множеством рельефов на бронзовой поверхности... В Пружанах должен появиться памятник сожженной деревне — несколько дней назад совет принял рабочую модель. Правда, успеет ли скульптор закончить свою работу, пока под вопросом...

— На одном из новостных сайтов я прочла, что к 9 Мая в Беларуси отреставрируют 7 тысяч памятников.

— Что значит отреставрируют? Побелят, подкрасят, цементом подмажут, как обычно, — но ведь все это «времянки». А я за добротность... В 60 — 70–е годы большинство памятников у нас отливали из бетона, теперь пора переводить их (по мере возможности) в более долговечный материал. В алюминий, бронзу, гранит. Бетон, конечно, может простоять долго, но вид теряет... Уже есть решение о создании комиссии, в которую войдут архитекторы, члены Республиканского монументального совета, чтобы обследовать памятники по всей стране. И потом разработать план дальнейших действий. А к празднику 9 Мая, на мой взгляд, необходимо сделать еще вот что. Отреставрировать все мемориальные доски в Минске. Ведь идешь по проспекту — почти каждая доска масляной краской закрашена. Это же позор для европейского города!

Ломать — не строить

— Интересно, а как, на ваш взгляд: в работах белорусских скульпторов тенденции мирового монументального искусства сильно отражены?

— У нас не так много памятников, чтобы говорить об этом. Я бывал в Дании, Швеции, Норвегии — вот там монументальное искусство представлено в большом разнообразии. А что, скажите на милость, сохранилось в Минске из таких исторических памятников? Фонтанчик в Александровском сквере и довоенный памятник Ленину у Дома правительства. По периметру фонтанчика, кстати, когда–то сидели бронзовые лягушки, но кому–то из влиятельных советских чиновников эти лягушки не понравились, их убрали. Надо бы вернуть... И памятник Сталину вернуть стоило бы.

— Откуда и куда?

— На Октябрьской площади в свое время стоял памятник Сталину работы наших знаменитых скульпторов — Азгура, Бембеля, Глебова и Селиханова. Я пытался узнавать, где сейчас это изваяние, пока безуспешно... Можно было бы разместить его во внутреннем дворике музея истории Великой Отечественной войны, там, где пушки, танки — все–таки это часть нашего искусства, кусок истории...

Кстати, время от времени звучат предложения убрать памятник Ленину с площади Независимости. Убрать — оно легче всего, а что взамен? Недавно в Минск приезжал московский худсовет для вынесения окончательного вердикта памятнику Янке Купале для Москвы. Заслуженные скульпторы, архитекторы, многие — ученики того самого Матвея Манизера, который вылепил Ленина у Дома правительства. Так вот, они специально отправились на площадь Независимости, чтобы полюбоваться этим памятником. Внимательно все осмотрели и объявили: «Вот черта с два сегодня кто–нибудь решит так смело!» Прямо так и сказали... И потом, по каким изваяниям наши потомки современную историю изучать будут? Много в нашей столице памятников писателям, актерам, художникам, ученым? Даже основателю Минска памятника до сих пор нет. Зато на Комаровском рынке появилась бронзовая баба с семечками.

Красота всегда уместна

— А разве плохо, что появилась эта баба?

— Плохо. Я не имею в виду качество скульптуры. Но без одобрения Республиканского монументально–экспертного совета, как в данном случае, любой памятник считается незаконно установленным и подлежит демонтажу... Правда, скандал в связи с этой бабой мы решили не раздувать, но впредь такого быть не должно. Поймите, я за гармоничное пространство. Город можно и нужно украшать, только все должно быть уместным. Знаменитый норвежский скульптор Вигеланн, например, все свои работы завещал родному городу. И после его смерти городские власти приняли решение о создании парка имени Вигеланна. Вот это по–настоящему красиво.

— А если кто–нибудь из наших скульпторов завещает содержимое своей мастерской городу?

— Не завещает. У Вигеланна все было отлито из бронзы, а наши творцы не настолько богаты. И работают чаще не для души, а под заказ. А что им остается? Выставок сегодня почти не устраивают, скульптуры никто не приобретает, и многие вынуждены тратить свой талант на изготовление надгробий, хотя могли бы украшать город — даровитых–то много. Представляю, как можно было бы оживить мелкой скульптурной пластикой старые уголки Минска. Или украсить соответствующей композицией площадку возле цирка.

— Реальны такие мечты?

— Полагаю, реальны. Надеюсь, скоро и у нас поймут, что вкладывать деньги в искусство — это значит писать историю...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter