Школьники из Кузнецка просят откликнуться тех, кому известно о судьбах ребят, эвакуированных 22 июня 1941 года из пионерлагеря «Талька»

История из конверта

Начало лета 1941 года выдалось солнечным. Дети, отдыхающие в пионерском лагере «Талька» на Минщине, готовили концерт к закрытию смены. Но вместо душевных песен у костра им пришлось думать о том, как остаться в живых. Спешно собирали вещи и уходили в лес. Педагоги, услышав о начале войны, сделали все от них зависящее, чтобы 350 детей вывезти из захваченной агрессорами местности. Спустя годы они назовут поступок своих вожатых подвигом и будут благодарить их со слезами на глазах.

Мария Шмидт (третья слева в верхнем ряду) со своим школьным классом в мае 1941 года. Она и 350 детей из лагеря «Талька» были эвакуированы в Кузнецк в первые дни войны. Родные Марии до сих пор не знают, как потом сложилась ее судьба.
фото www.berega.by

Эту историю в письме в редакцию рассказали школьники из города Кузнецк Пензенской области. В лицее № 21, где они учатся, есть волонтерский отряд, изучающий историю. Ребята создают Книгу памяти о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Во время поисковой работы нашли сведения о том, что 9 июля 1941 года на железнодорожную станцию Кузнецк, спасаясь от бомбежек, прибыли мальчишки и девчонки из белорусского пионерлагеря «Талька». Часть их расселили в семьи местных жителей, для остальных организовали детский дом. Российские школьники в преддверии 75-летия Великой Победы хотят разыскать эвакуированных в первые дни войны ребят и просят откликнуться тех, кто в этой истории узнает себя или своих родных.
Вожатые пионерлагеря «Талька» в первые дни войны спасли жизни 350 воспитанников.
Волонтеры в письме в редакцию приводят воспоминания бывшего заместителя начальника пионерлагеря «Талька» Цирлина, опубликованные в газете «Кузнецкий рабочий» в 1972 году: «22 июня в пионерском лагере день начался по распорядку. О том, что на территорию Советского Союза вторглись вражеские вооруженные силы, стало известно в 11 часов утра. О том, что Минск бомбят, до нас дошли слухи 23 июня. Над нашими головами полетели вражеские самолеты. Медлить было нельзя. Решили всем выдать сухой паек и вывести детей из небезопасной зоны. Идти можно было только ночью. Днем бомбили. Наш лагерь два раза попал под обстрел. Но, к счастью, обошлось без жертв. Мы пробирались в сторону Могилева по проселочным дорогам, без карт местности, расспрашивая жителей деревень». 

Ситуация была осложнена тем, что шедшие на восток поезда на железнодорожной станции Талька не останавливались. На полной скорости должен был проследовать и последний эшелон из Пуховичей. Тогда работники пионерлагеря расставили детей вдоль железнодорожного пути, а машинист до возможного предела замедлил ход эшелона. Взрослые подсаживали на открытые платформы самых маленьких, старшие мальчишки и девчонки сами прыгали на подножки. 

Дети уехали 27 июня, а уже через несколько часов над территорией пионерских лагерей кружили вражеские самолеты. Цирлин вспоминал, что паровоз двигался без расписания. Конечного пункта следования никто не знал. В Кузнецк прибыли 9 июля. По пути детей даже стало больше, чем выехало. В эшелон подсаживали всех оставшихся без родителей. 

Заместитель начальника лагеря и вожатые Т.Олькевич, А.Корсак, Э.Айзенштат, а также Станислав Назарьев, Янина Прибыткова, Ольга Меркулова, Ефим Гальперин (имена указаны в книге «Память. Пуховичский район») помогли ребятам расположиться в Кузнецке. Цирлин ушел на фронт. Закончил войну в Восточной Пруссии в звании лейтенанта. И через тридцать лет после Великой Победы стал искать «тальковских» малышей, писал в газеты: «Очень хотелось бы узнать о судьбе моих подопечных, которые уже давно выросли, сами, наверное, стали родителями. Мечтаю о встрече с ними». 

После войны не все эвакуированные в Кузнецк дети вернулись домой. Были и те, кто приехал в разрушенный город и увидел лишь руины своего дома. Начинали жить заново. Прошло время, и они встретились со своим вожатым Цирлиным у Вечного огня на площади Победы. В газетах потом написали: «Минск. Ленинский проспект. И каждый пешеход обращает внимание, как мужчины приветствуют друг друга пионерским салютом. Евгений Дмитриевич Сандович и Михаил Захарович Згировский встретились спустя десятилетия после того, как они расстались в Кузнецке». 

Были среди «тальковцев» дети, которых родители после войны потеряли навсегда. Две родственные семьи — Шмидт в Германии и Хританковы в России — и сейчас ищут информацию об отдыхавшей в лагере «Талька» Марии Александровне Шмидт 1928 года рождения. На фото, которое они разместили в интернете, Мария вместе со своим классом за месяц до начала войны. Родные просят откликнуться тех, кто обладает любой информацией о ней. 

Поиск продолжается. Откликнитесь, кто что-либо знает и помнит об истории «Тальки». 

kuzmich@sb.by

P.S. Дорогие читатели! Задавайте волнующие вопросы, рассказывайте о том, что заставило задуматься. Вместе будем находить ответы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter