Какие поручения дал Лукашенко после осмотра экспериментальных полей на своей малой родине

«Исторический момент». Белорусский АПК выходит на новый уровень

Важные задачи для агропромышленного комплекса, ставка на озимые, виды на урожай-2022. Какие поручения дал Александр ­Лукашенко после осмотра экспериментальных полей на своей малой родине

Неутешительный прогноз от ООН: в нынешнем году из-за продовольственного кризиса на грани реального голода могут оказаться до 15 миллионов человек, а нехватку продовольствия по всему миру испытают две сотни миллионов. Таковы итоги в том числе и западной санкционной политики против Беларуси и России. В нашей стране как нигде знают, каким должно быть отношение к земле. Несмотря ни на что и вопреки.

Рабочая неделя для Главы государства началась в Александрии. Здесь на стыке Могилевской и Витебской областей, Шкловского и Оршанского района находятся знаменитые экспериментальные президентские поля, где выращиваются передовые культуры с применением новейших технологий. По сути, именно здесь можно оценить эталонное сельское хозяйство. Этот день Александр ­­Лукашенко назвал историческим и одновременно анонсировал грядущие новшества в АПК:
— Быть озимому ячменю и быть рапсу. Надо дать толчок этому великому делу. Поверьте, это революция будет на селе. Если в эту голодуху (а голод будет в мире, даже я уже в это верю, несмотря на трепотню политиков) мы обеспечим продовольственную безопасность (мы ее уже обеспечили), сможем накормить скотину — у нас всегда будет молоко и мясо.

Важный опыт

В поле Александр ­Лукашенко приехал на раритетном авто. Управлял машиной сам. Дорогу к тем самым экспериментальным полям, где Глава государства апробирует всевозможные подходы в сельском хозяйстве, знает хорошо. Еще бы, родные места… Поэтому для начала минутка воспоминаний о малой родине. Затем — к делу.

— Мы находимся в зоне рискованного земледелия. Одна из проблем нашего сельского хозяйства — короткий период вегетации. В мае посеяли — в конце июля желательно начать уборку. То есть от посева до уборки — короткий промежуток времени, — отметил ­Президент. 
— Надо возделывать те культуры, которые за этот период смогут взойти, развиться и вызреть. Нам надо выходить на 9 — 10 миллионов тонн зерновых колосовых.
Что делать? Этот вопрос, подчеркивает Глава государства, особенно актуален для Витебского региона, а также для северных районов Могилевской, Минской и даже Гродненской областей:

— По Витебску мы уже тысячу лет ведем разговор об изменении севооборота, но ни один руководитель Витебской области так и не решил эту проблему. Возделывать только травянистые корма… Кого мы на траве вырастим? Нужны концентраты, комбикорма. А для этого нужны зерновые.

Как решить проблему? ­Президент признался: в прошлом году пошел на риск. Жестко поставил вопрос о возделывании озимого ячменя — культуры, долгие годы дававшей слишком низкий урожай. Риск, впрочем, был обоснован. Опытом и большими знаниями по данному вопросу, имеющимися у ­Александра ­Лукашенко.


— Работая в сельском хозяйстве, я возделывал озимый ячмень для того, чтобы пораньше получить зерно и подготовить комбикорм, — вспомнил Глава государства о собственном подходе, который он практиковал, будучи руководителем хозяйства. — Второе, что меня прельщало: озимый ячмень всегда убирали раньше, в этом тоже его ценность. В конце июля, даже после середины июля, если раньше посеять. Я всегда обкатывал комбайны и комбайнеров. Комбайнеры привыкали к уборке. Мы заканчивали уборку озимого ячменя, комбайны отрегулированы — и подошел рапс. Мы его совсем немного возделывали. Убрали рапс — перешли к зерновым колосовым: пшеницам, ячменю, овсу, ржи и так далее. Параллельно заготавливали травянистые корма.

Из прошлого опыт перекочевал в настоящее и должен получить развитие в будущем. Александр ­Лукашенко делает вывод:

— Чтобы нам не париться, как всегда, по зерновым колосовым, думаю, что надо вернуться к более серьезному возделыванию озимого ячменя. Меня волновало в прошлом году (когда я принимал жесткое решение) одно: сможем ли мы получить не просто урожайность. Нам нужно качественное хорошее зерно. Если 10 миллионов тонн получим — счастье. На этих посевных площадях, не сокращая объемы рапса и других. То есть за счет интенсивного ведения хозяйства. Этот год показал, что озимый ячмень — это чудо. Я таких полей озимого ячменя никогда не видел, во-первых. А во-вторых, я мало видел вообще вот таких полей зерновых колосовых. Я здесь уже в третий раз: когда посеяли, смотрел, когда были всходы, и вот сейчас, в момент налива зерна. Я однозначно убежден, что озимому ячменю быть.

­Президенту доложили, что в стране всего посеяно 61 тысяча гектаров этой культуры из 5 миллионов гектаров имеющейся пашни.

— Это ничто, — считает Александр ­Лукашенко. 
— На первом этапе, я думаю, нам выйти на 250 — 300 тысяч гектаров ячменя. Ни в коем случае не скатиться до возделывания ячменя без технологии! Без технологии не надо этим заниматься. Это действительно переломный момент в сельском хозяйстве в плане насыщения нашего животноводства качественными ­кормами.

­Президент также добавил:

— Для Витебской области это выход из положения: в мае посеяли — в конце июля убрали. Раньше, чем другие! Может быть, со временем половину площадей у них будет занимать озимый ячмень. Если все нормально пойдет.

Заведующий лабораторией ячменя Научно-практического центра Национальной академии наук по земледелию Александр Зубкович подчеркнул, что в этом году на экспериментальном поле в Александрии испытывается наш новый сорт «буслiк»:

— В первую очередь мы создавали сорта с повышенной зимостойкостью. Потому что всегда производителей волнует вопрос перезимовки. Это узкое место ячменя. «Буслiк» — один из сортов, допущенных к использованию по Витебской области. Он занял первое место по урожайности среди всех западноевропейских новейших сортов именно благодаря показателям зимостойкости. Надеемся на успешное продвижение данного сорта за пределами Беларуси. Будем работать дальше в этом направлении. Важно повысить и урожайность, и устойчивость к болезням.

Дисциплина решает все

После ячменного Глава государства побывал и на рапсовом поле, засеянном разными сортами: и белорусскими, и зарубежными. Если их сравнивать, разницы практически никакой, утверждают специалисты.

— На опытном поле посеяны сорта «витовт», «оникс» и «империал». Это самые распространенные сорта в Беларуси, они отличаются зимостойкостью, — рассказала журналистам заведующая отделом крестоцветных культур Научно-практического центра Национальной академии наук по земледелию Ядвига Пилюк. — За селекцию, разработку сортов и внедрение их в производство мы получили Государственную премию. Наши сорта в севообороте рапса занимают около 70 процентов площадей.


Культура с метр ростом и выше удивляет даже специалистов. Оценка Александра ­Лукашенко была столь же высока, как и по ячменю. Удивления он не скрывал:
— Скажу откровенно, я такого рапса не видел… Развитие потрясающее. Выше 15 центнеров с гектара — это уже рентабельно. А здесь, я думаю, будет больше 40. Прекрасные посевы!
И тут же вопрос заместителю Премьер-министра Леониду Зайцу:

— Что мешает нам иметь везде такой рапс?

— Отношение к работе, техническое обеспечение… — начал было перечислять вице-премьер.

— Не хватает дисциплины у нас, и всё, — возразил Александр ­Лукашенко. — Если бы мы всё делали как надо, не было бы проблем. Поэтому разговоры о том, что у нас тракторов не хватает, плугов и сеялок, в этом году надо закончить. Головченко (Премьер-министр. — Прим. ред.) посчитал энерговооруженность нашу, она оказалась выше европейской. Просто у нас халатно относятся к технике, никто ее не бережет. Она стала дорогой, более сложной. Поэтому надо, чтобы специалисты, руководители ответственно к этому относились. И спрос с механизаторов, с каждого. Беречь надо технику.

Ориентир — на миллион!

­Президент обозначил большое значение этой культуры для сельского хозяйства:
— Рапс — это деньги для крестьян. Сегодня даже в период этих бешеных санкций Европа просит: «Дайте рапсовое масло!» Около миллиона тонн рапса мы должны получать. Мы уже сегодня больше 700 тысяч имеем. Поэтому надо выходить на миллион. Вот тема. Это должно переломить сельское хозяйство.
Глава государства также напомнил, что рапс — это же не только деньги, но и белок для животноводства:

— Рапсовое масло продали, получили хорошую копейку. Отходы, жмых скормили скоту.

При этом ­Президент сразу же упредил возможные инсинуации и упреки по поводу того, что такая урожайность, дескать, возможна только на президентском поле, потому что здесь сделано все как надо, по технологии и на высшем уровне:

— Так об этом и речь. Необходимо везде делать как надо. И отойти от этой расхлябанности, которая у нас всегда была… 
Надо просто все делать технологически правильно.

Глава государства поручил руководителям других хозяйств приехать в Александрию и воочию ознакомиться с успешным опытом возделывания ячменя и рапса. И тут же, на поле, продегустировал рапсовое масло белорусского производства. Вкусом остался доволен:

— Я считал, что оно горькое. Никакое не горькое…

— Чистое рапсовое масло, которое идет в магазин, и люди уже полюбили, покупают, — отметила Ядвига Пилюк.

Она также продемонстрировала ­Президенту горчичное масло:

— Оно считается одним из лучших в мире.

— И картошку поджарить можно? — поинтересовался Александр ­Лукашенко.

— Все можно поджарить. Особенно для салатов годится, — заверила специалист.

— Проверю, — пообещал ­Президент.

Подытоживая увиденное, Глава государства подчеркнул, что надо дать толчок этому великому делу:
— Поверьте, это революция будет на селе. Если в эту голодуху (а голод будет в мире, даже я уже в это верю, несмотря на трепотню политиков) мы сможем обеспечить продовольственную безопасность (мы ее уже обеспечили), сможем накормить скотину, у нас всегда будет молоко и мясо.
Александр ­Лукашенко пообещал еще раз приехать на опытные поля уже во время уборочной.

...После работы в поле ­Президент продолжил общение с чиновниками и учеными во время рабочего обеда. Глава государства пригласил гостей в свой родной дом в Александрии. На столе — исключительно местные продукты, произведенные в ОАО «Александрийское», блюда, приготовленные по традиционным рецептам в деревенской печи. Учитывая жаркую погоду, рабочий обед организовали на улице в беседке.


АКЦЕНТЫ

Леонид Заяц, заместитель Премьер-министра:


— Беларусь в прошлом году сделала ставку на озимые культуры. На сегодняшний день у нас посеяно на 115 тысяч гектаров озимых зерновых больше, чем в 2021‑м. И сейчас можно сделать вывод, что мы не ошиблись. Из практики предыдущих лет видно, что озимые зерновые урожайнее яровых. В прошлом году в Беларуси посеяли 29 тысяч гектаров озимого ячменя. Под урожай 2022 года расширили посевы до 61 тысячи. Рассчитываем начать убирать эту культуру 7 — 8 июля. До массовой уборки зерновых культур можно будет обкатать зерноуборочную технику, зерносушильные комплексы. Ячмень незаменим и с точки зрения получения фуража. Поэтому будем уходить от менее ценных культур (овес, рожь, тритикале) в пользу озимого ячменя. Изменению структуры посевных площадей способствуют также изменение климата и более теплые зимы. Поэтому ставку надо делать на отечественное семеноводство. Ученые работают над этим.

Анатолий Исаченко, председатель Могилевского облисполкома:


— Если в структуре посевных площадей озимые культуры у нас занимают 56 процентов, то по валу зерна их доля — под 70 процентов. Озимый ячмень — это перспективная культура. Мы в области увеличили объемы его сева. Если раньше высевали 500 гектаров, сегодня — около 5,5 тысячи. На этих полях (в ОАО «Александрийское». — Прим. ред.) рассчитываем получить не менее 50 центнеров с гектара. Что это нам дает? Высокая урожайность, скороспелость, более ранняя уборка (10 — 12 дней), высокое содержание белка. В области наращиваем также посевные площади рапса. Сегодня рапсовое масло востребовано, мы реализуем его как внутри страны, так и за рубеж. Спрос огромный, поэтому данную культуру надо развивать.

Нам надо дополнительно заниматься культурами, которые дадут белок: рапс, подсолнечник, горох, соя. Мы видим эту задачу и понимаем, как ее решать. Хороший пример — кукуруза. Когда-то мы ею так плотно не занимались. Начинали понемногу: сначала на силос, потом постепенно переходили на зерно. Сегодня уже имеем хороший результат — 100 центнеров урожайность.

Александр Субботин, председатель Витебского облисполкома:


♦ Весенне-полевые работы в нашем регионе завершены, сейчас идет заготовка кормов.  Мы, конечно, вошли в этот процесс позже всех, но тем не менее уже заложили на следующий сезон более 10 процентов кормов. Готовимся к основной кампании — уборочной. Чиним технику, подготавливаем транспортные средства, готовим механизаторов. Работа идет интенсивно.

♦ Витебская область в этом сезоне планирует увеличить показатели 2021‑го. Хотя бы зайти за миллион тонн по зерну и заготовить полуторагодовой запас кормов. Прибавить рассчитываем за счет того, что в этом году сумели накопить и внести в два раза больше удобрений. А кроме того, сделали упор на технологичность процессов: химпрополки, обработки, подкормки. В этом и есть резерв, который позволит нам получить больший урожай. Акцент и на более продуктивных озимых культурах, их мы засеяли на 40 тысяч гектаров больше.

♦ Процесс реформирования АПК Витебщины достаточно инерционный. Это даже не реформирование, а эволюционирование. Идет оно постепенно, но без остановки. Просчитываются варианты. Начиная от того, что делать с мелкими хозяйствами, негативно влияющими на статистику, как подтянуть их, и заканчивая программой производства и переработки. Упор мы должны делать на высокомаржинальную продукцию, которая сейчас востребована на рынке.

deu@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter