Исток багровых рек: десять лет назад началась война на Донбассе

Истоки противостояния

Десять лет назад начались бои в Донбассе. Что в основе конфликта?

На днях исполняется десять лет с того момента, как волнения на тогдашнем юго-востоке Украины переросли в вооруженное противостояние между армией киевского режима, захватившего власть в стране после Майдана, и ополчением Донбасса, появившимся в ответ на притеснения русскоязычного населения.

­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Лимит революций мы и россияне уже исчерпали. К чему это может привести — Украина. Они тоже лимит исчерпали, но попробовали в 2014 — 2015 году, майданули. Вот к чему привели эти резкие повороты. Поэтому мы спокойно идем, модернизируя свою систему.

На выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания и местных Советов, 25 февраля 2024 года.

Дыхание грозы

По обе стороны баррикад датой начала внутреннего конфликта в Украине, который стал долгим прологом к СВО, принято считать 12 апреля — день, когда группа ополченцев взяла под свой контроль небольшой, но весьма важный город Славянск в тогда еще Донецкой области.

Всю историю независимой Украины Донбасс, промышленный регион на юго-востоке страны, находился в двусмысленном положении. С одной стороны, угольные шахты, огромные предприятия и плодородные земли приносили существенную долю в ВВП страны. С другой, социальные проблемы Донбасса решались со скрипом и до Майдана, что не добавляло оптимизма местному населению. Однако пока в государстве была законная власть, хрупкое равновесие в стране сохранялось.


Майдан, механизм которого был запущен Западом после отказа законно избранного президента Виктора Януковича, уроженца донбасского Енакиево, от ассоциации Украины с ЕС, для внешней публики подавался как борьба народа против коррупции во власти и засилья олигархов. На деле же с первых дней невооруженным глазом было видно, что организаторы грядущего переворота ставят другие цели. Через искусно подогреваемую ненависть к главе государства культивировалась злоба уже по отношению к русскоязычному населению.
Цепочка событий, приведших в итоге к вооруженному столкновению в апреле 2014 года, стартовала в тот момент, когда после расстрела неизвестными снайперами протестующих и бойцов «Беркута» при посредничестве европейцев было заключено соглашение о проведении досрочных выборов президента, формировании «правительства народного доверия», выводе правоохранителей из центра Киева и сдаче оппозицией оружия. Очевидно, что майданные деятели не собирались выполнять свою часть сделки, а европейские посредники сознательно вынуждали Януковича пойти на капитуляцию. Неспособность украинского президента принимать жесткие решения в условиях давления со стороны Запада привела к восхождению на властный олимп националистических деятелей, что категорически не устроило русскоязычный восток страны.


Крымские события и возвращение полуострова в состав России стали катализатором протестов и в восточных областях Украины. Запорожье, Харьков, Одесса — регионы требовали от Киева прекратить нападки по языковому и национальному признаку, однако по наущению заокеанских хозяев националисты выбрали язык силы для разговора с собственным народом. 
Кое-где удалось совместить грубую силу и дипломатию. В других местах, как в Одессе, людей запугали звериной жестокостью карательных отрядов.

Цитадель Славянск

Славянская эпопея, продлившаяся почти три месяца, стала тогда первым крупным сражением и задала тон всему противостоянию.


Значение города для судьбы самопровозглашенных республик, население которых спустя месяц проголосовало за отделение от Украины, было велико. Славянско-Краматорская агломерация, в которую, помимо Славянска и Краматорска, входят Красный Лиман и ряд более мелких городов и поселков, по состоянию на середину апреля оказалась выдвинута дальше всего на запад, став форпостом, прикрывающим ДНР и ЛНР от угрозы со стороны киевского режима.
К мятежному Славянску спустя три дня бросили элитное подразделение ВСУ, 25‑ю воздушно-десантную бригаду. Ее офицеры стажировались в США и участвовали в учениях с американскими военными. Однако боевой дух десантников был на низком уровне, что сказалось уже в первых столкновениях: 16 апреля отряд из состава бригады попытался войти в Краматорск, но был окружен разъяренными местными жителями и ополченцами. В итоге украинцы сдали боевую технику, в том числе самоходную пушку «Нона», которая стала единственным орудием в арсенале защитников Славянска, и пешком вышли из города.

 Сражение за Славянск и события, вскоре развернувшиеся по всему Донбассу, показали суть новой украинской власти. Многое из того, что было сказано или сделано представителями официального Киева, в дальнейшем приобрело характер тенденций. Так, например, уже тогда артиллерия ВСУ отметилась неизбирательными обстрелами городов, вызывавшими жертвы среди мирного населения — по свидетельствам очевидцев, мирные жители в городе гибли ежедневно, а после осады на горе Карачун только гильз от 122‑мм снарядов скопилось более 16 тысяч. Привычной стала и ложь украинских спикеров об участии российских войск и «самообстрелах» ополченцев. После удара украинского штурмовика Су-25 по Луганской ОГА 2 июня, жертвами которого стали восемь мирных жителей, первый заместитель генерального прокурора Украины Николай Голомша утверждал, что причиной взрыва стал якобы выстрел ополченца из ПЗРК, ракета которого навелась на работавший в здании кондиционер.


Осада Славянска завершилась 5 июля выходом гарнизона и семей ополченцев в сторону Донецка. Часть экспертов считает действия командования ополчения неверными и пеняет им на то, что с падением города ВСУ открылся путь вглубь территории ДНР. 
Однако стоит учитывать несколько моментов. Во-первых, жизнь мирного населения к началу июля стала невыносимой из-за постоянных обстрелов и разрушения инфраструктуры. Во-вторых, над гарнизоном нависла угроза окружения, поскольку ВСУ нарастили осадную группировку до 15 тысяч человек и начали перерезать пути снабжения Славянска. В-третьих, отвод сил был произведен слаженно, с минимальными потерями (была разбита только прикрывавшая выход бронегруппа). При этом в процессе осады ополченцы сумели превратить отряд из пары десятков человек в полк численностью более двух тысяч бойцов, который с помощью трофейного оружия нанес противнику серьезные потери. Вдобавок был уничтожен единственный генерал в период «до-СВО» — начальник управления боевой и специальной подготовки нацгвардии Украины Сергей Кульчицкий.


Вышедшие из Славянска силы стали своеобразной гвардией ополчения, которая сказала свое веское слово в сражениях активного периода противостояния. В боях апреля — июля на этом направлении сформировалась когорта инициативных офицеров, получивших боевой опыт.
Весной 2014 года события в Донбассе выглядели как еще один конфликт на обломках бывшего СССР. Однако накал борьбы, постепенное втягивание заинтересованных акторов в конце концов превратили донбасскую эпопею в региональную проблему, а затем, с началом СВО, она приобрела глобальный характер. Выстрелы в апрельском Славянске 10 лет назад стали первыми всполохами грядущего столкновения с коллективным Западом.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter