Работники свечной мастерской рассказали, как их изменили труд и молитва

Исправление стоит свеч

Свечная мастерская Свято-Елисаветинского монастыря крупнейшая в Беларуси по изготовлению качественных церковных свечей, которые расходятся далеко за пределами республики. Жарко в помещении не только от расплавленного материала, но и от объемов. Трудники производят тонны свечей. При этом мастера проделывают кажущуюся неподъемной душевную работу. Здесь они формируют религиозные атрибуты и свой новый образ. На монастырском подворье Лысая гора, что в Минском районе, проходят трудовую реабилитацию люди с неблагополучной историей. Корреспондент узнала, как они переписывают жизненный сценарий.


Аромат воска вырывается на морозный воздух из приоткрытой двери свечной мастерской. Благоухание лета зимой. Мастера суетятся возле станков, как пчелы на сотах. 

Свечу называют символом духовного союза с церковью. Работники тоже заключают негласный договор с Богом о том, что встают на путь исправления. Они приходят сюда после запоя, ломки, тюремного срока, наркологических отделений, потому что устали, потому что больше идти некуда.



— У некоторых, кроме «ходок» на зону, наркотиков и алкоголя, вообще ничего в жизни не было, — говорит ответственный свечной Руслан Филиппенок, вертя свежеиспеченной свечкой. — Монастырь предоставляет возможность попробовать жить иначе. Они могут заработать тут копейку, научиться оплачивать одежду, еду. У кого-то на это уходит несколько месяцев, у иных — годы. Радость большая, когда видишь, как приходит черный от самогона человек, а потом меняется его мышление, преображается речь. В глазах появляется блеск.

Температура пластичного вещества, выработанного насекомыми-трудоголиками, в емкостях из нержавеющей стали — не менее 70 градусов. Это условие, при котором воск приобретает податливость. Душа человека не столь пластична. Стать другим в одночасье не получается.

Бригадир Дмитрий Яршевич освобождает из рамок готовые свечи, срезая их раскаленным ножом. Делает это лихо, как и другие операции на производстве. Освободиться из плена алкоголизма сложнее.

Бригадир Дмитрий Яршевич.

— Пришел год назад после больницы. Вникал во все, начальник заметил. Семь лет пил до этого. Жена ушла, жил с отцом в деревне Лебедево. Он умер. Я нигде не работал, хотелось гулять. Если бы не пришел сюда, нашли бы где-нибудь с отравлением. Конечно, тянет иной раз выпить, но здесь беседы, молитвы, храм помогают перетерпеть тягу. Страшно воспоминать себя в угаре. Здесь хоть человеком себя чувствую. Это здорово, — делится Дмитрий.

Задумавшись, глядит в окно. Пробегает взглядом по белому полотну заснеженной дорожки, ведущей к храму. Говорит:

— Человек приходит сюда, чтобы понять, для чего он. Я пока не ответил себе...

Дмитрий Хамищенко.

Песнопения из динамиков разгоняют навязчивые думы. Один из рабочих наматывает хлопчатобумажный фитиль на рамку. Такие кассеты автоматы окунают в восковую массу. Иногда до сорока раз. Заготовки набирают вес и форму. Мастера тоже не сразу обретают на подворье новый вид. Срываются, возвращаются, опять срываются. Руслан Филиппенок говорит, что это действие темной силы, которую пытаются попалить в себе огнем труда и молитвы:

— Когда делаешь свечу, мысль невольно направляется на то, что она будет ниточкой между человеком и Богом. Это настраивает трудника в правильном направлении. Сюда приходят в поисках помощи свыше, чтобы справиться со страстью. Производим предметы, используемые в богослужении, и враг рода человеческого не дремлет. Например, человек работает год-два, а потом расслабляется — и назад к греху. С другой стороны, Бог дает мастерам силы. Они добровольно могут трудиться и по двадцать часов.


Есть поговорка среди живущих на подворье: «Круче свечной мастерской может быть только просфорная». Работать здесь почетно, но и тяжело. Постоянное движение сырья и продукции. Круговорот людей. Только за три года перед Русланом прошли более ста человек. Не все выдерживают духовного напряжения и испытания трудом.

Разнорабочий на фасовке Сергей Пугачев подгоняет под упаковку готовые свечи для домашней молитвы. Свою работу измеряет в банановых коробках. Одна вмещает 65 наборов.


— Часов за 12 могу сделать пять таких бананок. Раньше евроремонтом занимался, но повредил позвоночник. Остался без работы и семьи. Здесь у меня есть возможность трудиться сидя. Четыре года работаю. Встретил женщину, раз в месяц езжу к ней на Витебщину. Раньше был неуравновешенный, а здесь обрел спокойствие. От религии когда-то держался далеко, а сейчас она мне в помощь, — делится своей историей Сергей.

Ему приятно видеть расфасованные им свечи в продаже. Но сам он редко зажигает свечу для домашней молитвы:

— Сложно. Жена католичка. Если и идем молиться, то в разные храмы.


Сергей Журавков плавно окунает большую парафиновую свечку в горячую ванночку с воском. Затем печатью с блеском наносит на нее крестик. В художественной мастерской свечи делают руками. Мастера говорят, воск чувствует настроение. К этой работе надо подходить в добром расположении духа. В идеале — с молитвой.

Сергей Журавков.

— Грустная свеча, — вдруг замечает мастер. — Такие часто ставят за упокой.

Сергей создает и венчальные свечи с помощью окрашенного воска и полосок из вощины. Но и тогда настроение у него печальное. Прежде работал врачом-стоматологом, пока не заболел.

— Депрессия, бессонница, потерял работу. А здесь спокойно, сидишь себе и делаешь свечки. Читаю Иисусову молитву. Когда все получается, радуюсь, — рассказывает Сергей.


На подворье его лицо искрится не только от блеска для рукоделия, который оседает повсюду, а все чаще от улыбки: «Думаю, может, и выйду отсюда здоровеньким».

Мама четверых детей Ника Синельникова делает свечи «Малютка». Мастер с художественным образованием семью предпочла карьере. Сюда ходит на работу. Для нее свеча живая, она звучит.

Ника Синельникова.

— Мне было радостно, когда увидела эти свечки. Они выглядят торжественно, — отмечает Ника. — У них особая мелодия. Если человек купил радостную свечку, то он и вовне эту эмоцию направил. Удивляюсь, как же мне хорошо работать здесь. Тружусь с молитвой.

Жизнь человека часто сравнивают со свечкой. Свеча встречает в храме, она в руке в последний час. Опыт мастерской показывает, что свеча еще и меняет человека. И даже один такой огонек, вспыхнувший в истерзанной душе, стоит тысячи свечей.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter