Самые дорогие украденные картины, судьба которых до сих пор неизвестна

Искусство красть искусство

За последний десяток лет Европа обеднела не только материально — из–за кризисов, но и духовно — из–за воров. Музейные кражи там — дело если не обыденное, то довольно распространенное. Среди государств, входящих в Евросоюз, первые три места в печальном «чемпионате» держат Италия, Франция и Нидерланды. 


Что примечательно, почти половина самых ценных картин была похищена из сокровищниц этих стран относительно недавно — в начале ХХI века. Увы, судьба некоторых произведений до сих пор остается неизвестной. В нашем обзоре — самые дорогие украденные и до сих пор не найденные шедевры мирового искусства.


ОТКУДА: Эшмоловский музей искусства и археологии (Оксфорд, Великобритания)

ЧТО ВЗЯЛИ: Картину Поля Сезанна «Вид на Овер–сюр–Уаз»

СЧИТАЕМ УЩЕРБ: 5 миллионов долларов

Пока вся Британия запускала фейерверки, пила игристое шампанское и отсчитывала секунды до наступления миллениума, злодей пробрался в музей и вынес одно из самых известных произведений великого импрессиониста. Естественно, ни о какой бдительности в новогоднюю ночь у охранников музея и речи не было, за что они впоследствии поплатились рабочими местами. Грабитель действовал быстро и четко: бросил в зал дымовую шашку, после чего под прикрытием дымовой завесы, сделавшей бесполезными камеры слежения, спустился с крыши музея по веревке вниз. Пока охрана вызывала пожарных и пыталась понять, что к чему, вор схватил пейзаж и был таков.

ГДЕ ИСКАТЬ: Неизвестно. Результаты полицейских проверок оставляют желать лучшего. До сих пор никаких данных о местонахождении картины нет.


«Выход из протестантской церкви
в Нюэнене».

ОТКУДА: Музей Ван Гога (Амстердам, Нидерланды)

ЧТО ВЗЯЛИ: Картины «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» и «Вид моря в Шевенингене»

СЧИТАЕМ УЩЕРБ: 30 миллионов долларов за каждое полотно

Эстетический вкус у преступников оказался довольно развитым. В 2002 году они прихватили с собой одни из самых известных работ голландского мастера. Пропажу обнаружили рано утром перед открытием музея. Ворам не понадобились шпионские технологии и киношные 3D–эффекты. Внутрь здания они проникли, разбив стеклянную крышу. У одной из стен музея полиция также обнаружила трехметровую лестницу.

ГДЕ ИСКАТЬ: Никто не знает. Двух подозреваемых задержали через год, но полотен у них не нашли.


ОТКУДА: Музей современного искусства (Париж, Франция)
«Голубь с зеленым горошком».


ЧТО ВЗЯЛИ: Картины «Голубь с зеленым горошком» кисти Пабло Пикассо, «Женщина с веером» Амедео Модильяни, «Пастораль» Анри Матисса, «Натюрморт с подсвечниками» Фернана Леже и «Оливы близ Эстака» Жоржа Брака

СЧИТАЕМ УЩЕРБ: Каждое полотно эксперты оценивают не менее чем в 100 миллионов евро

Для французов кражи из музеев — удручающая повседневность. В 2010 году из Парижа вновь пришла новость, которую мировые СМИ мгновенно окрестили «ограблением века» и «ударом по мировому наследию»: из музея современного искусства грабитель вынес 5 полотен стоимостью полмиллиарда евро. В числе похищенных картины Матисса, Пикассо, Брака, Модильяни и Леже. Пока полиция выясняла, как преступники добрались до полотен, с которых теоретически не должны спускать глаз ни днем ни ночью, интернет уже вовсю трубил: злоумышленники просто–напросто взломали оконную решетку!

ГДЕ ИСКАТЬ: Вероятно, на одной из европейских свалок. Через полтора года после кражи полиции удалось найти и заказчика, и исполнителя, но картины исчезли бесследно. Заказчик утверждал, что разрезал полотна на мелкие куски и выбросил в уличный мусорный бак. Полиция его словам не поверила и продолжает искать украденное.


ОТКУДА: Музей Мухаммеда Махмуда Халиля (Каир, Египет)

ЧТО ВЗЯЛИ: Картину Ван Гога «Маки» («Ваза с цветами»)

СЧИТАЕМ УЩЕРБ: 50 миллионов долларов

В 2010 году воры вновь положили глаз на Ван Гога. Работу вынесли из каирского музея средь бела дня «без шума и пыли». Что примечательно, из 43 камер видеонаблюдения в тот день работало только 7, а сигнализация и вовсе была отключена. При этом с момента открытия и до обнаружения пропажи в музее побывали всего 10 посетителей. Эту же картину, кстати, в 1978 году уже похищали, но тогда спецслужбам удалось найти вора и вернуть работу в музейные стены.

ГДЕ ИСКАТЬ: Недавно британская сторона сделала сенсационное заявление: мол, настоящие «Маки» были похищены из музея еще в 1977 году и воры рисковали свободой ради подделки. Оригинал же, по неподтвержденной информации, сначала якобы находился в распоряжении одного из египетских чиновников, а позже был выгодно продан за границу. Однозначно подтвердить или опровергнуть эти данные не могут до сих пор.

leonovich@sb.by

А как у нас

В отличие от соседней России, где экспонаты из Эрмитажа периодически становятся желанной добычей для воров, в Национальном художественном музее Беларуси все и всегда находится на своих местах, уверяет заместитель директора НХМ Надежда Усова. От краж, конечно, ни один музей не застрахован, но пока криминальные таланты обходили главную художественную сокровищницу нашей страны стороной. Да и вынести что–то из залов НХМ невозможно. Усиленную охрану, камеры наблюдения и сигнализацию никто не отменял, перечисляет Надежда Михайловна:

— В каждом зале установлено несколько камер видеонаблюдения, чтобы любой уголок помещения просматривался со всех сторон. Все записи хранятся 2 недели. Витрины, естественно, оборудованы сигнализацией: за стеклом находится все то, что легко взять и положить в карман. Кроме того, на днях наш постовой милиционер получил искатель, с помощью которого отныне будут досматриваться все большие сумки и габаритные вещи. Опять–таки в каждом зале работают смотрители. Так что вынести экспонаты практически невозможно. У нас не такой большой туристический поток, как, например, в Лувре, поэтому затеряться в толпе у злоумышленников точно не получится.

Кстати

Не секрет, что многие произведения искусства бесследно исчезли во время Второй мировой войны, когда нацисты конфисковывали полотна из музеев и частных коллекций. Среди украденных оказалась и картина Рафаэля «Портрет молодого человека», вывезенная из польского музея Чарторыйских в 1939 году. Известно, что незадолго до окончания войны картина попала в руки генерал–губернатора оккупированной Польши Ганса Франка. В ходе допросов накануне Нюрнбергского процесса он перечислил места, где проигравшая сторона прятала украденную живопись, но шедевра Рафаэля там не оказалось. На след портрета удалось напасть лишь в 2012 году. Появилась информация, что он якобы находится в банковском хранилище на территории то ли США, то ли Европы.

На сегодняшний момент это одна из самых дорогих пропавших картин, ее оценивают в 100 миллионов долларов.


Советская Белоруссия № 237 (24867). Вторник, 8 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter