В Мюнхене полиция обнаружила собрание конфискованных нацистами картин художников–модернистов

Искусство консервировать

В Мюнхене полиция обнаружила собрание конфискованных нацистами картин художников–модернистов...

Из Германии пришла новость, которую мировые СМИ уже успели окрестить «сенсацией» и «главной находкой года». В Мюнхене полиция обнаружила собрание конфискованных нацистами картин художников–модернистов стоимостью 1 млрд. евро. В коллекции — более 1.500 полотен Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Пауля Клее, Макса Бекмана и Эмиля Нольде. Впрочем, с «главной находкой года» журналисты слегка погорячились: коллекция была найдена еще в 2011 году, однако власти держали информацию в секрете, пока она не просочилась в прессу. При этом официального подтверждения, впрочем, как и опровержения, от германских чиновников до сих пор не поступило. В случае если сообщения все же будут подтверждены, мюнхенской находке уготована слава самой крупной возвращенной коллекции произведений искусства.


Ранее считалось, что картины погибли в 1945 году во время бомбардировки Дрездена англо–американской авиацией. Но на самом деле все эти годы шедевры тихо–мирно соседствовали с консервами и закатками в кладовой квартиры 80–летнего Корнелиуса Гурлитта, сына искусствоведа Гильдебранда Гурлитта. В 30–х годах прошлого века Гильдебранда уволили с поста директора музея города Цвикау за то, что в его жилах текла еврейская кровь. Однако впоследствии, когда нацисты объявили модернистское искусство «дегенеративным», именно Гурлитту было поручено продавать картины модернистов за границу.


После войны Гурлитта признали жертвой нацистских репрессий. Но потом был суд. На заседании арт–дилер заявил, что материально помогал многим коллекционерам–евреям, которые хотели бежать от нацистов за границу, но не имели для этого достаточно денег, так как их имущество было конфисковано. Гурлитт был оправдан, дело закрыто.


Эта фамилия всплыла вновь лишь спустя более полувека, когда в поезде, следовавшем из Швейцарии в Мюнхен, у Гурлитта–младшего таможенники обнаружили крупную сумму наличных денег. Внятно объяснить, откуда у скромного пенсионера такие средства, Корнелиус не смог. В итоге весной 2011 года полиция провела обыск в его квартире и нашла картины. При этом «хранилище» было устроено по всем законам жанра — затемнено и проветриваемо, поэтому все работы прекрасно сохранились. Специалисты утверждают, что ни одна из них не нуждается в реставрации.


Наследники бывших владельцев найденных произведений искусства уже активно включились в громкое дело и требуют возвращения наследства. Загвоздка, однако, заключается в том, что документов о том, из какой коллекции были изъяты произведения, не сохранилось. Поэтому немецкие власти уже подготовились к долгим и мучительным судебным тяжбам. В числе претендующих на одну из картин Матисса французская тележурналистка Энн Синклер, внучка торговца произведениями искусства Поля Розенберга и бывшая жена главы МВФ Доминика Стросс–Кана. Она заявила, что вместе с другими родственниками будет добиваться возвращения картин, конфискованных у ее деда.


Мнение


Среди найденных полотен особый интерес для белорусов представляют, естественно, работы Марка Шагала. Однако, по словам генерального директора Национального художественного музея Владимира Прокопцова и директора музея Марка Шагала в Витебске Людмилы Хмельницкой, шансов получить в национальную коллекцию хотя бы одну картину мастера у нас нет. Во–первых, наследники, наперебой приписывающие своей семье работы художника, уже выстроились в длинную очередь. Во–вторых, претендовать на полотна только лишь по праву того, что Шагал родом с витебской земли, нелепо и смешно. И в–третьих, живопись художника стоит немалых денег, такая покупка нашим музеям не по карману. По этой причине, кстати, в Беларуси до сих пор нет ни одной живописной работы знаменитого земляка.


Советская Белоруссия №209 (24346). Вторник, 5 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter