Искусство чистосписания

Кого имитируют современные копиисты?
Кого имитируют современные копиисты?

«Мы рисуем не хуже вас», — пишут сотни ревностных писем Никасу Сафронову, одному из самых востребованных современных российских художников, его молодые коллеги по кисти со всего бывшего Союза. В ответ мэтр снисходительно улыбается и оценивает даже лучших своих «последователей» не выше чем на «четверку». Но и те, кто умеет подражать старине «не хуже» классиков, не сидят на месте. Копия полотна, только что оцененного на аукционе «Сотбис» в сотни тысяч долларов, на Минском вернисаже висит за пару сотен «зеленых». Невольно задумаешься: почему бы не приобрести?

Таких работ на столичной художественной выставке–ярмарке — примерно половина. Перерисовка голландских или русских полотен прошлых веков не считается нарушением чьего–либо авторского права, подтверждает Таисия Гаврилова, начальник отдела искусствоведов–экспертов Министерства культуры по вопросам перемещения культурных ценностей через таможенную границу.

— Даже иконы — это лишь списки с каких–то единичных канонических образов, — рассуждает Таисия Викторовна. — Поэтому когда перед нами оказывается, скажем, «Мона Лиза», выполненная художником Ивановым, мы ее рассматриваем как работу Иванова, исполненную наподобие оригинала да Винчи.

Копировать альбомные репродукции — вполне легальное и для многих более прибыльное занятие, чем сочинение собственных оригинальных образов. Минский художник Ларионов, повторяющий западноевропейских пейзажистов XVII — XIX веков, может, уверяет продавец его творений, исполнить «какую угодно копию». Однако назвать автора прототипа того сюжета, который нанес на новый холст Ларионов, продавец обещает лишь в случае оформления сделки. Поскольку шелестеть деньгами я не стал, то и реквизиты заинтересовавших меня картин не были озвучены. Впрочем, многие копировщики признаются не стесняясь:

— Знаете, есть такой каталог «Сотбис», ну вот оттуда срисовала, — говорит женщина, представившаяся Жанной. У нее развешены работы с видами Венеции, Парижа, уличных карнавалов. Художница сама смастерила и рамки для «своих» шедевров. Жанна готова предложить скидку, если я куплю ее картину. Однако неизвестное происхождение ее полотен отпугивает не только меня.

— И я бы приобрел одну из картин, — говорит Сергей, сотрудник столичного офиса, где решили облагородить интерьер и послали коллегу на разведку в художественные салоны. — Но без имени автора они не представляют для нас ценности.

«Моряк с попугаем» (то ли XVIII, то ли XIX век) — такое условное название можно было бы дать непроданной картине в другой лавке. Причина «залежей» товара все та же: продавец художественного «сэконд–хэнда» живописца Вронского Оксана не знает, с какого шедевра списана копия.

Средняя цена полотна у Оксаны, как и в среднем по вернисажу, — 250 долларов. Его она готова отдать без рамы — тогда сразу минус четвертной. Ну и скидка, как у Жанны, — обычная практика. В общем, договориться несложно.

Сюда ходят те, для кого имя художника не играет особой роли. И не только белорусы, но и иностранцы. Рижанин Юрис приехал сюда за дешевыми по латвийским меркам полотнами и его не смущает их анонимность или безвестность авторов:

— У нас ваши художники не извест
ны, поэтому кто бы это ни был, не имеет никакого значения.

Однако ценителей оригинальной отечественной живописи все равно пока больше среди иностранцев.

– У французов, немцев пользуются огромным спросом Щемелев, Толстик, Савич, Кищенко, Литвинова. Правда, наши люди подобные покупки позволяют себе лишь изредка, — констатирует с сожалением Елена Лаговская, директор «Галерэi мастацтва» Белорусского союза художников на проспекте Независимости.

То ли мы еще недостаточно просвещены, банально не знаем имен, чтобы украшать свой быт отечественной живописью, то ли не столь богаты, чтобы «купляць беларускае». Впрочем, приобщаться ли в таком случае к поддельному искусству, — личный выбор и право каждого. Я бы подкопил на оригинал...

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter