Искусственный отбор

Еще одно арт–пространство появилось в Минске — на сей раз художественная галерея открылась в промзоне Шабаны, в новом офисе компании «Алютех»...

Еще одно арт–пространство появилось в Минске — на сей раз художественная галерея открылась в промзоне Шабаны, в новом офисе компании «Алютех». Для украшения офисных стен завод приобрел целую коллекцию работ витебских художников, после чего идея создания галереи уже никому не показалась экстравагантной. В начале недели здесь прошел первый вернисаж — открылась персональная выставка известного графика Геннадия Шутова, одного из ярчайших представителей витебской школы акварели.


Мудрые, философичные работы Геннадия Федоровича, его композиции из старого серебра, стекла, меди, ключей, перьев и других неожиданных предметов порой напоминают причудливую атмосферу кинокартин Сергея Параджанова... Кстати, и фильмы–сновидения этого одного из самых парадоксальных режиссеров современности вполне сравнимы с акварельной живописью. Есть и еще кое–что общее. Поэтические эксперименты Параджанова до сих пор, даже с его громкой мировой славой, знакомы никак не массовому зрителю. Творчество Шутова, много и успешно выставлявшегося в том числе за пределами Беларуси, также не особенно известно на родине. Хотя заслуживает восхищения не одних только арт–критиков. Вход в галерею, расположившуюся в просторном офисном фойе, конечно, свободный, но в Шабаны за искусством рискнут отправиться немногие... Впрочем, смотря еще за каким искусством.


Когда московские галеристы только собирались осваивать заброшенные цехи бывшего завода вин и коньяков, опасения, что потенциальной публике визит в район промышленных построек покажется «бытовым экстримом», звучали неоднократно. И что? Сегодня «Винзавод» — крупнейший московский арт–центр и один из самых модных адресов местного бомонда... Конечно, смешно сравнивать крошечную галерейку в Шабанах с огромной территорией «Винзавода», целиком отданной на откуп художникам. Но своя публика здесь уже есть — хотя бы те 2,5 тысячи потенциальных посетителей, которые трудятся на производствах холдинга. А члены их семей? К слову, предполагается, что выставки, которые будут сменяться в этой галерее, на сайте «Алютеха» смогут увидеть и его многочисленные зарубежные партнеры. А ведь нашему современному искусству есть что показать...


— Для солидных, больших выставок места тут, конечно, маловато, — рассуждает Геннадий Шутов. — Но для камерных — в самый раз! По–моему, вернисажи на предприятиях — это прекрасно. Не всем ведь и не всегда удается без суеты выбраться в музеи или выставочные залы...


План ближайших выставок уже составлен. Осенью, например, у себя в галерее «Алютех» собираются провести вернисаж Олега Чубакова, последние лет 7 известного больше французской публике, нежели родной белорусской. И с Белорусским союзом художников о поддержке некоторых выставочных проектов здесь уже договорились, причем не только на заводской территории...


Несколько недель назад свою арт–галерею создал известный интернет–портал tut.by, и отнюдь не виртуальную. А буквально вчера стены магазина «СитиДжинс» в двух шагах от нашей редакции украсили остроумные рисунки художника «СБ» Олега Карповича — будет свободная минутка, загляните, не пожалеете... Пусть медленно, но верно искусство осваивает новые пространства. И оказывается, что даже в самом своем чистом виде уместным оно может быть везде. Художественные галереи на последнем этаже лондонского универмага Harrods — давно уже не экзотика. И в Лейпциге, Берлине, Стокгольме, Нью–Йорке бывшие промышленные районы с появлением там арт–центров стали весьма популярными у туристов... А в Минске все еще остро ощущается нехватка пространств, где публика могла бы познакомиться с произведениями современного искусства. Но перемены намечаются определенно. Мест, где молодые или нестандартные авторы могут себя показать, становится все больше. Хотя еще недавно эти художники могли рассчитывать на поддержку разве что Музея современного изобразительного искусства или галереи «Ў», кстати, за очень короткий срок ставшей нерядовой достопримечательностью столицы благодаря своим концептуальным выставкам... Да, а вы помните, чем было здание галереи «Ў» раньше? Когда–то здесь располагался ничем не примечательный пункт приема стеклотары!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter