Иномарки между пошлиной и сбором

По дороге в гараж люблю иногда зайти в автокомис, которых за последние годы появилось немало в Минске...
По дороге в гараж люблю иногда зайти в автокомис, которых за последние годы появилось немало в Минске. Для меня это — все равно что для модницы навестить любимый бутик. Покупать ничего не нужно, да особо и не за что, а вот поглазеть интересно и даже приятно. Так вот, с удивлением заметил несколько машин, вроде бы уже продававшихся тут несколько месяцев назад и купленных россиянами во время знаменитого «хапуна» накануне выравнивания таможенных пошлин на иномарки. Хозяин торговой площадки, с которым установились доверительные отношения, подтвердил: все так и есть. 

Машины бывшие наши, относительно недавно проданные в Россию, как правило, по доверенности. Россиянам нравилось, направляясь в Беларусь в санаторий или на другой отдых, возвращаться на иномарке. Тогда они были у нас существенно дешевле. При этом многие клюнули на полукриминальные интернет–обещания сделать экологический сертификат Евро–4 на любую машину, хоть довоенного выпуска. Но в российском ГИБДД липа не прошла. Паспорт транспортного средства получить не удалось, а без него авто превращается в кучу металлолома. Единственный выход — попытаться продать его обратно в Беларусь, тогда хоть что–то можно вернуть.

Конечно, такие случаи несколько снижают общую планку цен на белорусском вторичном автомобильном рынке. Но рассказываю об этом еще и потому, что со вчерашнего дня в России снижаются таможенные пошлины на ввоз иномарок, как новых, так и подержанных. Таково одно из базовых условий вступления в ВТО нашего партнера по Таможенному союзу. В Беларуси же (и Казахстане) пошлины пока остаются прежними. Как оценивать это обстоятельство белорусским автолюбителям? В том смысле, не станут ли в России легковые машины дешевле, чем у нас? И соответственно не потянутся ли туда с долларами, евро и российскими рублями наши покупатели? Помнится, такие опасения дилеры высказывали еще перед выравниванием таможенных пошлин.

Получается, теперь для такого вывода появилось еще одно веское основание — спрашиваю менеджера одного из ведущих минских автоцентров Александра Бобко. Он, однако, не драматизирует ситуацию. Ведь белорусским дилерам удалось добиться от зарубежных поставщиков значительных скидок, так что цены на новые авто у нас в среднем по–прежнему ниже российских. Такой же вывод, к слову, я недавно нашел и на одном московском автомобильном интернет–ресурсе. 

Оказывается, многие иномарки, как престижные, так и бюджетные, в Минске можно купить даже дешевле, чем в Германии или США. Так что незначительное пока снижение в России ввозных пошлин погоду не поменяет. Тем более что и на дорогу из Москвы в Минск, к примеру, и обратно надо потратиться. К тому же буквально через неделю, с 1 сентября, в России при постановке на учет ввезенных иномарок начнут взимать утилизационный сбор. Он с лихвой перекроет некоторое снижение пошлин.

А что на вторичном рынке? Там пошлины тоже снижаются. Юрий Лихута, эксперт по этому сегменту рынка, также считает, что разворота покупательского спроса в российскую сторону не произойдет. Во–первых, авто, которые россияне сейчас готовы продать, были куплены по старым правилам, то есть достаточно дорого. И сбрасывать вот так запросто цену вряд ли кто станет. С другой стороны, российские дилеры на широкую ногу поставили систему трейд–ин, скупая подержанные машины в зачет новых. Опять–таки сбывать их затем по заниженным ценам никому не выгодно.

Сбудутся ли эти предсказания — покажет время. Лично я думаю, что без нюансов не обойдется. Ведь возможен, очевидно, такой вариант: растаможенную по более низким пошлинам в России машину без постановки на учет и уплаты утилизационного сбора попытаются продать в Беларусь. Или появится какая–то другая серая схема. Недавно вон милиция вскрыла, что в Беларусь ввозили грузовики стоимостью десятки тысяч долларов по украденным номерам и вовсе без уплаты пошлин. Но это уже за гранью разумного. Если же говорить о легальном авторынке, то тут условия окончательно выравняются, очевидно, со вступлением Беларуси в ВТО. И пошлины станут одинаковыми, и утилизационный сбор. И цены.

СПРАВКА «СБ»

С 23 августа ввозные пошлины на новые легковые автомобили в России снижаются с 30 до 25 процентов стоимости. За следующие 6 лет они должны снизиться до 15 процентов. На иномарки в возрасте до 7 лет пошлины снижаются с 35 до 25 процентов (к 2018 году — до 20 процентов). На авто старше 7 лет таможенный тариф остается прежним, фактически заградительным. А вот на легкие коммерческие машины, как новые, так и подержанные, пошлина снижена сразу втрое, до 10 процентов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter