Народный календарь, приметы и традиции 27 июля - 2 августа

Илья–пророк два часа уволок

У православных верующих август открывается праздником ветхозаветного пророка Илии
У православных верующих август открывается праздником ветхозаветного пророка Илии. По библейским преданиям, Илия (Илья) жил в IХ веке до Рождества Христова, творил чудеса и живым вознесся на небо. В народной традиции Илья стал распорядителем дождей и гроз, защитником от всякой нечисти и зла, опекуном нивы. Характер у Ильи, хоть и мягче, чем у Перуна, прежнего божества, от которого к Илье перешла некоторая часть функций, но тоже весьма решительный: разозлившись, он может наслать ливни, грозы, град, а то и засуху. По поверьям, Илья ездит по небу в золотой колеснице, и от ее грохота расходится гром, а от ударов из–под конских копыт вылетают молнии. В народе любые погодные «неспадзяванкi» объясняли так: если идут сплошные дожди — значит, Илья поливает водой свою одежду, которая чуть не загорелась от сильной жары; если держится жара — Илья свои промокшие одеяния сушит. 



По народным приметам, день пророка Ильи рассматривался уже как переходный к следующему сезону: «Прыйшоў Iлля, то i лета няма», «На Iллю да абеда лета, а па абедзе — восень». Уменьшается световой день: «Петра–Павел час убавiў, а Iлля–прарок аж два ўвалок». С Ильина дня пчелы перестают роиться, а если и роятся, то ничего путного от того не ожидается, поэтому осаживать рой не стоит, лучше отпустить.

Что касается древнего бога Перуна, с ним у наших предков связана значительная часть традиционной обрядности. Считалось, что он мог выступать в нескольких ипостасях, что бог Ярила походит от Перуна. Выстраивалась даже цепочка: Перун–Сварог–Даждьбог — в одном лице. Перун представлялся божеством воинственным. Священным деревом Перуна славяне считали дуб, а одним из главных атрибутов — каменные «сякеры»–топоры. Такие «сякеры» белорусские «сяляне» называли «грамавымi» или «Перуновымi стрэламi». Культ каменных «сякер» распространялся не только у нас, но и у карпатских гуцулов, в Прибалтике, Польше, Германии. Еще в Х — ХII столетиях сам образ Перуна ассоциировался с огненной каменной «сякерай», летящей по небу. Такими «сякерамi» забавлялись «волаты–асiлкi». В Климовичском районе есть древний курган с говорящим названием «Волотова могила». Легенды рассказывали, что там погребен один из братьев–волотов, погибший от упавшей на него «сякеры», подброшенной вверх младшим братом. Но случай этот исключительный, потому как «сякеры» не убивали, а, наоборот, защищали людей: даровали здоровье, способствовали увеличению семьи. Они помогали земле быть плодородной, положительно влияли на плодовитость домашних животных, жизнестойкость, оберегали от ударов молнией, спасали от эпидемий... «Грамавую сякеру» клали под кровать роженицы, оставляли на дороге, по которой должны проехать молодые, клали на порог, вешали под крышей дома или любой хозяйственной постройки, бережно хранили в куфрах. Все это делалось еще и с целью отогнать злых духов. Люди до такой степени верили в чудодейственную силу «Перуновых сякер», что с их помощью даже лечились, проливая воду через отверстие «сякеры», натирая ею больные места. «Сякера», положенная на землю обязательно острием вверх, защищала урожай. Даже в кадушку с тестом клали «сякеру» — чтобы хлеб получился вкуснее и долго не черствел. Считалось, «Перуновы сякеры» появляются на небе во время грозы, падают на землю, сохраняются в ней 7 или 12 лет, а потом сами по себе выходят на поверхность.

Кроме «Перуновых сякер», были еще и «Перуновы камни» — один из них нашли в Сенненском районе. Недалеко от Несвижа известна Перунова гора. В Берестовицком районе есть Перуново поле — кстати, место считалось довольно опасным: человек, попавший туда во время грозы, сильно рисковал погибнуть от удара молнии.

Советская Белоруссия № 139 (24769). Пятница, 24 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter