Азаров: события в Беларуси очень напоминают подготовку первого майдана в Украине

Иллюзия мира и добра

Все познается в сравнении. В гостях у программы «Марков. Ничего личного» телеканала ОНТ побывал экс‑премьер‑министр Украины Николай Азаров. Он был свидетелем расцвета и разрушения своей страны. Он видит четкие параллели с тем, что сегодня происходит в Беларуси. Тонко подмечает грани между развитием и риском краха, созиданием и предательством. Предлагаем читателям фрагменты этого интервью.

О дне настоящем

— Мне неоднократно приходилось бывать в Беларуси. Я люблю вашу страну. Люблю ваш народ и очень ценю то, что сделано за последнюю четверть века.

Сейчас, наблюдая за тем, что происходит, я хочу сказать, что это очень здорово напоминает подготовку первого Майдана, который у нас начинался в 2003—2004 годах. Просто по кальке. По инструкциям. Совершенно ясно, что западные спецслужбы, а я говорю об этом, располагая всеми необходимыми данными, начали подготовку к выборам белорусским задолго. Кто в этом принимал участие? Как и в нашем случае, поляки, как и в нашем случае, литовцы. Те наши так называемые друзья, которые ближе всех с нами соседствуют.

Информационная ­подготовка. Персональная подготовка. Нужно было подготовить большое количество людей, которые в определенный момент будут отрабатывать те инструкции, по которым их учили…

Наверное, и наши, и ваши националисты одинаковы. Я в понятие «национализм» вкладываю защиту национальных интересов. Но не наши, ни ваши националисты не защищают национальные интересы Украины или Беларуси. А защищают национальные интересы Польши, Литвы. Кого угодно, только не своей страны.

Об интересах Запада

— Я уже говорил, что советское наследие, которое у нас целенаправленно разрушалось…

Такие прекрасные предприятия, как «Заря», «Машпроект», предприятие «Антонов», которое производило самые крупные, самые громадные в мире самолеты… Это была линия наших западных так называемых партнеров на разрушение самого модернизированного, самого технологичного комплекса, который достался Украине от Советского Союза.

Вам удалось советское наследие не разрушить, а, наоборот, модернизировать его и создать такие высококонкурентные предприятия, как МАЗ, БЕЛАЗ, «Гомсельмаш»… Я не говорю уже, что вам удалось создать Парк высоких технологий, который объединяет почти тысячу компаний с объемом производства IT‑продукции 2 миллиарда долларов. Вот эти ваши достижения плюс стабильность и так далее создают вам очень хороший задел на будущее.

Но замечу: никому на европейском рынке ваша продукция не нужна. Абсолютно. Я вел переговоры с Европейским союзом на протяжении десяти лет, и не говорю, что нам Европа не нужна. Она нам нужна. С точки зрения того, что мы могли бы выйти на этот рынок со своей продукцией, покупать современные технологии. Но в том‑то и вся беда, что нам это надо, а им — абсолютно нет. Им Украина нужна только в качестве анти‑России. А также в качестве рынка сбыта своей продукции, которая не находит спроса у себя. 

О потерях

— Я вам скажу такую вещь. Когда в 2002 году мы по инициативе наших президентов работали над идеей создания единого экономического пространства четырех стран — Беларуси, Украины, России и Казахстана, — то в этот период мы имели наивысшие темпы роста своего внутреннего валового продукта. И понятно почему. Громадный рынок четырех стран давал возможность бизнесу, иностранным инвесторам рассчитывать на развитие. Как только «оранжевая революция» поставила крест на всех этих планах, у нас сразу же упали иностранные инвестиции и прекратились собственные. Пошло снижение доходов населения, пошло сужение нашего рынка… Кто же будет вкладывать деньги?

Об отсутствии инвестиций

— Я в Украине предупреждал, что гривна обвалится, жилищно‑коммунальные платежи вырастут в два раза… А они выросли в десять раз! Сейчас у нас электроэнергия стоит в два раза дороже от среднеевропейской цены. Скажите, о каком развитии экономики можно в этих условиях говорить? Какой инвестор придет в Украину, если там стоимость электроэнергии в два раза выше, чем в Европе? Если стоимость газа выше, чем в Европе? И так далее… Когда человек вкладывает деньги, он все рассчитывает. Например, размер заработной платы, развитость инфраструктуры, стабильность в стране… Если всех этих условий нет, то рассказы о том, что мы, мол, в Европу пойдем, Европа нам поможет… Она абсолютно ничем не помогла Украине. 

Об отношении Запада

— Я много работал с Западом и скажу так: мы для них люди и страны второго сорта. Поэтому с нами можно вести себя как угодно. Украина, по сути, сейчас превратилась в марионеточную страну, полностью находящуюся под внешним управлением. Примеров приводить можно множество.

Есть пример, когда в прессе было опубликовано письмо какого‑то клерка американского посольства, направлено на имя генерального прокурора Украины, в котором этот клерк пишет: не смейте назначать таких‑то людей в свою администрацию. Нормально? Просто ноги вытирают.

О «методичках» и провокациях 

— Лицемерие Европарламента и вообще европейских чиновников, еще раз говорю — они относятся к нам как к странам второго сорта, меня абсолютно не удивляет. Все это хорошо укладывается в ту методичку по устройству государственных переворотов. Хочу друзьям‑белорусам сказать: не ведитесь на эту методичку. Первые этапы, якобы выборы фальсифицированы — заявить в любом случае. Будет там 80, 70, 50, 60 процентов… Сразу же появятся подготовленные люди, которые будут везде орать, а из‑за рубежа по интернет‑сетям «забрасывать», что выборы сфальсифицированы.

Никаких доказательств нет, но будут это говорить.

Следующий важный момент, у нас было не раз, — создать провокации, изобразить режим кровожадным, невероятно жестоким. У нас это были убийства Нигояна и Жизневского. Сами же убили из дробовика своих же майданщиков…

Вот такие провокации возбуждают в обществе ненависть.

Я встречался с послами, ездил за рубеж, показывал кадры. И все делали вид, как будто они этого не замечают.

Об уроках Майдана

— Давид Жвания (непосредственный свидетель событий украинского Майдана. — Прим. ред.) дает показания, как были организованы расстрелы на Майдане, кто осуществлял эти расстрелы… Никто не слышит…

У нас тоже на Майдане выступали: «Мы не за НАТО. Мы не за ЕС. Мы за свободу! Мы за мир!» Сейчас у нас самая высокая смертность в Европе. У нас каждый год только по причине физической убыли население уменьшается в 300 тысяч человек. То есть разница между смертностью и рождаемостью — 300 тысяч. Такой город, как Полтава, исчезает каждый год.

В Украине около 10 миллионов человек выехало за границу, потому что предприятия остановились и работы нет. Кто в Россию, кто в Европу разбежался… И только сейчас стал доходить смысл того, что с нами сотворили.

Мало кто говорит, что после этого пошел террор. Убили Олеся Бузину. Убили многих наших активистов. Кого посадили в тюрьму? Лидер «Партии регионов» три года отсидел в тюрьме без предъявления обвинений. Ни один европарламентарий не выступил в его защиту.

Разрушена система медицины полностью: COVID это показал. И вот то, что произошло, до народа уже дошло безусловно. Но возврата теперь к тому, что было, к тому уровню доходов населения, нет. Я своим выступлением хотел бы очень серьезно вас предостеречь: не верьте в эту европейскую «морковку». Не верьте!

О возможных провокациях 

— Скажу так: на примере Украины провокации возможны любые. Та жестокость, с которой готовился государственный переворот, по отношению к самой Украине… Никто не думал о том, что люди попадут в трагедийную ситуацию. Никто не размышлял о том, что у нас остановилась промышленность, все крупные предприятия. Никто не думал о том, что мы по смертности станем лидировать. И по факту Украина стала самой бедной страной Европы.

Вот так рассказывали с трибуны: вот завтра мы подпишем ассоциацию (с ЕС. — Прим. ред.) — и у нас будут европейские зарплаты и пенсии. Где это сейчас? Реальные пенсии упали в два раза, если в долларах считать. Реальная заработная плата упала в два раза, цены выросли невероятно. Украина стала импортировать сельскохозяйственную продукцию — сало стала завозить! Это додуматься до этого!

Стали завозить к нам хлеб. Потому что пришли люди, которые не заинтересованы в развитии своей страны. Если бы у Украины было лет 10—15 стабильности (мы в 2002 году начали эту большую работу), сейчас Украину было бы не узнать. Она бы превратилась в высокотехнологичное государство, которое бы конкурировало с ведущими европейскими странами. Но кому мы в этом плане нужны?

Еще хочу обратить внимание, смотрите, как это серьезно. Если у нас остановились кораблестроительные верфи — Николаевский, Херсонский завод и так далее, то зачем нужны кораблестроительные институты? Зачем нужны научно‑исследовательские институты? Зачем нужно в школах готовить таких школьников, которые пойдут учиться на инженерные специальности? Если у нас разрушено авиастроение, то зачем нужны авиационные институты? И так далее и так далее, целая цепочка.

То есть они добились главного: они остановили у нас промышленность, провели деиндустриализацию, а далее начинается процесс дебилизации.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter