Белорусские штангисты отправились в Хьюстон на чемпионат мира

Их аргумент — сила

Лицензионный чемпионат мира для штангистов, как полет на орбиту. Готовятся к нему целый год, буквально не покидая изученный до последней трещинки зал. Примеряют на себя перегрузки, запредельные для любого человека. И все это для того, чтобы несколько раз выйти на помост и провести перед зрителями в общей сложности пару минут. Накануне отлета в Хьюстон, где в воскресенье начнется последний предолимпийский чемпионат мира по тяжелой атлетике, скрыть волнения не может даже обычно спокойный главный тренер сборной Беларуси Валентин Короткин.


Не проспать удачу

Если выключить диктофон и поудобнее расположиться в стоящем в самом дальнем углу стайковского зала кресле, рассказы тренера о кулуарных сюжетах и просто интересные истории из жизни богатырей можно слушать долго. Но тут Валентину Даниловичу было не до лирики. До Олимпиады в Рио–де–Жанейро — меньше года, а до вылета на чемпионат мира в Хьюстон оставалось всего несколько часов.

— У ребят можете даже не спрашивать ничего — все равно не ответят, — заверяет тренер, неотступно сопровождая нас на протяжении всей «экскурсии» и периодически благодаря за понимание. — Сейчас любая мелочь может оказаться роковой. И так ведь со сборной буквально пылинки сдуваем. Только у кого–то из ребят кольнуло — сразу тренеры, доктора бегут. Колет практически каждый день, но и иначе — никак. В Хьюстоне будут распределять лицензии, и у нас каждый спортсмен на вес золота.

Валентин Короткин.

Особенно если вспомнить, что сама по себе сила мышц отнюдь не гарантирует медалей. На таком уровне куда важнее мелочи, а уж в Хьюстоне дефицита в них не предвидится. Например, география. Покопавшись в памяти, тренеры вспоминают лишь один юниорский чемпионат, проходивший в Западном полушарии. А выходить на помост в то время, когда «Стайки» обычно спят крепким сном, — удовольствие не из приятных. Проверено!

— Мы пытались моделировать американские условия дома, даже поднимали ребят ночью на тренировку, но от этой затеи быстро отказались. Ночью–то потренироваться можно, а вот днем что делать? Ходили, как привидения, по корпусам... Да и в «Стайках» обед в полночь никто нам накрывать не будет. Решили не мучить ребят и разбираться на месте. Первые старты через два дня после прилета — в акклиматизационную яму попасть не должны.

Второй непредсказуемый момент — допинг. В последнее время скандалы обходят белорусскую команду стороной, однако тренеры соглашаются: муть, поднятая борцами за чистоту легкой атлетики, запросто может зацепить и ее «тяжелый» аналог. Новость о том, что грядущий чемпионат мира в Хьюстоне собирается пропустить сборная России, обсуждалась еще на минувшей неделе. В числе тех, кто потенциально может составить компанию россиянам, назывались команды Германии, Болгарии, Азербайджана и Казахстана. Фармакологическая тема для тяжелоатлетов, подготовка которых немыслима без соответствующей поддержки, давным–давно стала больной и скользкой. И потому в ответ на вопрос о реальности подобных демаршей тренеры белорусской команды отвечают короткой фразой: «Пока — домыслы». Но признаются: никто не удивится, если допинг–контроль будет встречать богатырей уже в аэропорту Хьюстона. А уж как могут испортить настроение спортсменам бесконечные тесты и проверки, лишний раз напоминать не стоит.

Петр Асаенок настроен решительно.

Дело — молодым

Впрочем, обсуждать подобные перспективы в тяжелоатлетическом зале — моветон. Там мыслят и живут другими категориями, а перспективы очерчивают просто: «Нужно ехать и поднимать». Благо такой ровной и интересной команды в белорусской штанге не было давно. Лидеры, способные одной левой поднять больше любого из претендентов, были. Однако ни Андрей Арямнов, ни его тезка Рыбаков в Хьюстон не полетели. Первого в «Стайках» предпочитают вообще лишний раз не вспоминать, второго же Короткин, пусть и с тяжелым сердцем, но вполне сознательно оставил вне игры после чемпионата Беларуси.

— Рыбаков — мастер рывка. Это бесспорно. Но толчок у него сейчас очень слабый, и чемпионат страны Андрей проиграл. Так что объективно он пока не лучший.

Нынешнее «отстранение» — временное. По действующим правилам Международной федерации тяжелой атлетики, лицензии не именные, и выступить в Рио–де–Жанейро сможет любой, кто «засветился» на одном из двух чемпионатов мира. В Алматы Рыбаков не просто выступил, но сумел завоевать малую бронзовую медаль в рывке, а значит, шансов полететь в Бразилию не растерял. Другое дело, что бороться за них придется всерьез. На минувшем чемпионате страны в Гродно Вадим Стрельцов не просто победил именитого ветерана, но поднял на 37 килограммов больше. Много даже с учетом того, что категория до 94 килограммов для Рыбакова — не профильная. Причем стрельцовских 407 килограммов запросто хватило бы для попадания на пьедестал на минувшем чемпионате мира, а выступавший в Гродно в рыбаковской категории недавний юниор Петр Асаенок еще в августе всерьез замахнулся на мировые килограммы и в заявке грядущего чемпионата мира значится на второй строчке. Неудивительно, что в разговоре о мужской дружине даже в голосе суеверно–осторожного Валентина Короткина слышатся оптимистичные нотки:

Дина Сазановец.

— Вообще, с мужчинами обычно проще работать. Это у девушек то любовь, то здоровье, то еще что–то. Парни изначально надежнее, однако именно женская команда в последние годы обеспечивала большую часть нашего медального улова. А теперь все меняется. У ребят вроде бы и лидеры сошли, однако выросло новое поколение.

Евгений Жерносек, Петр Асаенок, Вадим Стрельцов, Александр Венскель, 19–летний Артем Шагов... У девушек амбиций и потенциала ничуть не меньше. Распределять их по весовым категориям тренерам пришлось волевым решением, тем самым запуская непредсказуемый механизм женского соперничества.

— Нам пришлось идти на этот риск и начинать коренные изменения буквально накануне чемпионата мира. А как иначе, если сразу четыре спортсменки решили заявляться в категории до 69 килограммов, и выбрать, кому придется «гонять вес», не могли? В результате Дина Сазановец, имеющая, к слову, наивысший рейтинг, осталась в «своей» категории. На чемпионате мира вместе с ней выступит Марина Шкерманкова. Дарье Наумовой и Анастасии Новиковой, прежде чем браться за килограммы на штанге, пришлось бороться с собственным весом. Конечно, это сказалось на отношениях в команде. Конфликта как такового нет, но напряженность явно чувствуется. В ситуации, когда идет борьба за лицензии, тренерскому штабу не до сантиментов.

Марина Шкерманкова рассчитывает на медаль.


Потери до старта

Шесть национальных сборных по тяжелой атлетике не смогут принять участия в грядущей Олимпиаде. Такое решение накануне приняли участники состоявшегося в Хьюстоне исполнительного комитета Международной федерации тяжелой атлетики.

Наиболее резонансной оказалась дисквалификация сборной Болгарии, ставшая следствием массовых нарушений спортсменами этой страны антидопинговых правил. Так, в марте нынешнего года положительными оказались пробы восьми мужчин и трех женщин. Асен Мурадов, Ферди Назиф, Владимир Урумов, Стоян Енев, Деян Минчев, Надежда Мей Туй Нгуен и Майя Иванова были дисквалифицированы на девять месяцев. Демир Демирев, Иван Марков, Ивайло Филев и Милка Манева отстранены на полтора года. Столь небольшие сроки дисквалификации поначалу вызвали недоумение у представителей других стран. Теперь, надо полагать, международная федерация решила «восстановить справедливость».

Помимо болгарской команды, IFW запретила участвовать в предстоящей Олимпиаде тяжелоатлетам из Таджикистана, Гондураса, Гватемалы, Панамы и Сьерра–Леоне из–за того, что спортсмены из этих стран не предоставляли сведений о своем местонахождении в антидопинговые службы. Эти сборные не смогут выступить и на стартующем сегодня чемпионате мира в Хьюстоне. Пострадала и Румыния. Из–за многочисленных нарушений команда этой страны была лишена одной квоты для участия в предстоящих Играх. Не без потерь отправилась в Хьюстон Россия. За бортом чемпионата мира уже точно остались главные претенденты на золото в весовых категориях до 94 и свыше 105 килограммов Хетаг Хугаев и Руслан Албегов.

Наш состав

На чемпионат мира отправили 14 белорусов: Анастасия Новикова (58 кг), Дарья Почобут (63 кг), Дина Сазановец (69 кг), Анастасия Михайленко, Дарья Наумова и Марина Шкерманкова (все — до 75 кг), Станислав Чадович (62 кг), Артем Шагов (69 кг), Иван Клим (77 кг), Петр Асаенок (85 кг), Вадим Стрельцов (94 кг), Александр Венскель (94 кг), Александр Берсанов (до 105 кг), Евгений Жерносек (+105 кг).

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 226 (24856). Суббота, 21 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter