Почему легионерам дают белорусские паспорта и насколько вообще это оправданно

Игры с паспортом

Почему легионерам дают белорусские паспорта и насколько вообще это оправданно...

С каждым годом спорт приобретает все более космополитичное лицо. Сменой паспорта или двойным гражданством уже никого не удивишь. И мы тоже не стоим в стороне от этих процессов. Белорусом несколько лет назад стал американский баскетболист Данте Стиггерс. За своего почитают бразильца Ренана Брессана. Недавно право играть за сборную страны по хоккею официально получили канадцы Джефф Платт и Кевин Лаланд. Команду по спортивной гимнастике из пропасти, куда она беспомощно рухнула, помогают тащить урожденные россияне Андрей Лиховицкий и Дмитрий Баркалов. Вопросами, почему легионерам дают белорусские паспорта и насколько вообще это оправданно, задался корреспондент «СБ».


Хоккей


Алексей Угаров, Николай Стасенко, Алексей Ефименко... Хоккейную сборную Беларуси тяжело представить без этих и многих других уроженцев России. А в сентябре позапрошлого года с подачи менеджмента минского «Динамо» было открыто и североамериканское направление. Интернет вскипел после того как его облетела новость о том, что белорусами могут стать сразу четверо канадцев: Дэнни Гру, Шарль Лингле, Кевин Лаланд и Джефф Платт. Вопрос по Гру вскоре закрылся самым естественным образом — проведя за «Динамо» всего четыре матча, он отбыл в ханты–мансийскую «Югру», а сейчас играет в АХЛ. А вот трое остальных хоккеистов белорусскими паспортами в итоге обзавелись. Для того чтобы они получили право выступать за сборную, им по законам ИИХФ надо было непрерывно отыграть в Беларуси определенное время (Лаланду и Лингле — два года, а Платту, который привлекался в юношескую сборную Канады — четыре). Лингле до окончания карантина полгода не дотянул. В январе контракт с ним был расторгнут — канадский белорус перешел в швейцарский «Лугано», а позже оказался в «Медвещаке» (жаль, травма помешала хоккеисту сыграть в недавнем матче против «Динамо», а так был бы занимательный сюжетец). А вот Платт и Лаланд окончания «испытательного срока» дождались и две недели назад официально получили от ИИХФ разрешение выступать за сборную Беларуси. Впрочем, председатель федерации хоккея Евгений Ворсин подчеркивает: место под солнцем еще надо завоевать: «Как кандидаты Платт и Лаланд, безусловно, рассматриваются. Но их попадание в состав будет зависеть только от них самих, уровня готовности в конкретный момент».


О том, что никому ничего не гарантировано, рассуждает и главный тренер национальной сборной канадец Глен Хэнлон:


— Я глубоко убежден: чтобы натурализованный игрок был привлечен в сборную, он должен быть очень высокого класса. Хоккеистов уровня четвертого звена мы даже не стали бы рассматривать в качестве кандидатов. Но у нас другая ситуация. Платт сейчас один из лучших нападающих с белорусским паспортом. Думаю, мы проверим Джеффа в ноябре — на товарищеском турнире в Австрии. Неплох и Лаланд. Но ему, конечно, тяжелее, так как конкуренция во вратарской линии очень жесткая. Кевин — один из равных. Помимо него есть Коваль, Мезин, Белинский, Мильчаков... И сейчас мы еще думаем над тем, кому отдать предпочтение.


— Можно ли ожидать, что скоро еще кто–то из иностранных игроков получит белорусский паспорт?


— Если хоккеист выходит на площадку не для галочки, а действительно горит желанием защищать цвета сборной Беларуси, то я за, в какой бы стране этот игрок ни родился. И все же я не думаю, что мы еще кого–то будем натурализовывать. По крайней мере, в ближайшее время. Я вернулся в Минск, чтобы помочь создать условия для развития белорусских парней. Выстраивание системы — вот чем в первую очередь нужно сейчас заниматься. И мы занимаемся. Ездить же по миру в поисках хороших игроков для сборной я не собираюсь.


Давно исхоженный российский вариант в штабе сборной тоже особо не рассматривают. По словам Эдуарда Занковца, который ассистирует Хэнлону в национальной команде, тому есть логичное объяснение: «Миграция из России к нам в последнее время заметно уменьшилась. И удивляться тут нечему. Во–первых, контрактные условия в чемпионате Беларуси стали хуже, чем были. И, во–вторых, уровень нашего внутреннего первенства нынче такой, что оно уже не так привлекательно для россиян. Что ж, сама жизнь ставит нас в такие условия, что надо полагаться только на собственные силы, воспитывать своих ребят. И мы будем идти по этому пути».


Другие виды


В составе сборной России по легкой атлетике в скором времени могут появиться кенийские бегуны Эванс Киплагат, Исаак Кипкембои, Николас Чепсеба и Амос Кибитокто (недавно они были зачислены в Поволжскую государственную академию физической культуры, спорта и туризма, и сейчас Всероссийская федерация легкой атлетики по полной программе их обхаживает). Погоду в футбольной сборной Германии делают имеющие турецкие корни Сами Хедира и Месут Озил. Одним из наиболее заметных персонажей в баскетбольной команде Украины на недавнем Евро был урожденный американец Юджин Джетер. А уж натурализованных бразильцев в футболе как в яблок в саду. Наш Ренан Брессан, к слову, один из них. Все смешалось в мире профессионального спорта. С одной стороны, это, безусловно, плохо: теряется некая национальная неповторимость, так, глядишь, дойдет до того, что медали будут выигрывать не те, кто лучше развивает свой спорт, а более бойкие «селекционеры». С другой — если спортсмен действительно силен, может (а главное — хочет) помочь своей «второй родине», то разве правильно на его пути ставить шлагбаумы?


Старший тренер сборной Беларуси по спортивной гимнастике Николай Федоренко считает, что неправильно:


— Например, в нашей команде сегодня есть Андрей Лиховицкий и Дмитрий Баркалов. Оба в свое время входили в сборную России. Однако в силу возраста их постепенно отодвинули. Ребята получили белорусские паспорта — сейчас представляют нашу страну. И я не вижу в этом ничего плохого. Гимнасты это опытные, многое умеющие. Благодаря им, надеюсь, в нынешнем олимпийском цикле у нас получится выступить лучше, чем в предыдущих. А кроме того, Лиховицкий и Баркалов помогут окрепнуть нашей молодежи.


— На спортивных формах часто слышна риторика, что, мол, варяг занимает место какого–то местного спортсмена...


— Возможно, это актуально для других видов спорта, но не для спортивной гимнастики. В силу разных причин мы испытываем огромный дефицит кадров. Особенно не хватает ребят 1996, 1997, 1998 годов рождения — есть проблема комплектования юниорской команды. Разумеется, чтобы выбраться из того кризиса, в котором сейчас оказался наш вид спорта, надо воспитывать свою молодежь. Это всем понятно. Однако и в приглашении нескольких ребят из–за границы я ничего зазорного не вижу...


Заметим, примеров того, когда мы прибегаем к помощи извне, хватает в разных видах. Уже давно своими воспринимаются наши биатлонные Надежды — Скардино и Писарева, а до них были Драчев, Зубрилова и другие. Белорусский паспорт несколько лет назад получил американский баскетболист Данте Стиггерс. В сборную он давно уже ни ногой, однако главный тренер команды Руслан Бойдаков окончательно сбрасывать со счетов выходца из США не спешит:


— В этом отборочном цикле мы Стиггерса не привлекали, потому что он проиграл конкуренцию. Но вообще не могу сказать, что для Данте дорога в сборную закрыта. Сейчас он находится в поисках команды. Когда найдет, мы обязательно продолжим следить за ним, и если нас устроит тот уровень, который он будет показывать, то, возможно, он еще поможет.


— Как вы вообще относитесь к такому явлению, как натурализация?


— В баскетболе она достаточно строго пресекается. Скажем, по ходу недавнего отборочного турнира Евро–2015 сборную Голландии дисквалифицировали из–за того, что в ее заявке оказались сразу два натурализованных игрока (допускается только один). Однако весь мир идет по пути того, что некоторые проблемные позиции закрываются при помощи иностранцев. И, на мой взгляд, это допустимо. Главное, не давать паспорта пачками. Их должны получать только те, кто действительно будет востребован.

 

Советская Белоруссия №196 (24333). Четверг, 17 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter