Игра в классики

Премия «Золотой глобус» как дорогой сувенир на память

Премия «Золотой глобус» как дорогой сувенир на память


Одна из самых авторитетных кинематографических премий — «Золотой глобус» — тихо и без фанфар объявила своих номинантов. Именно «Золотой глобус», проходящий в середине января, принято считать репетицией «Оскара». Эта премия голливудской ассоциации зарубежной кинопрессы, в которую входят 80 кинокритиков и журналистов, пишущих о жизни «фабрики грез», впервые прошла в 1944 году и сегодня является одной из самых авторитетных премий в США. Как правило, результаты «Золотого глобуса» более объективны, чем итоги «Оскара». Члены ассоциации не идут на поводу у политкорректности, моды или скромного обаяния кинематографической буржуазии, не пытаются понравиться воротилам кинобизнеса, национальным, секс– и прочим меньшинствам. Так же, как российская премия «Белый слон» или приз кинопрессы на кинофестивале «Лiстапад», «Золотой глобус», как правило, объективен. Однако есть ли кому сегодня дело до серьезной объективности, когда в ситуации кризиса Голливуд подверг «заморозке» многие проекты? Не слишком ли дорого теперь будут стоить интеллектуальные игры и внутрикорпоративные интриги?..


В минувшем году Голливуд хорошенько потрясло. Две главные церемонии будут подводить итоги не в лучших «предлагаемых обстоятельствах». Сначала Голливуд выбила из колеи многомесячная забастовка сценаристов, потом к сценаристам присоединились актеры. Общий язык, кажется, нашли, но, видимо, ненадолго. Претензии сценаристов сводились в общем–то к требованию повышения гонораров. И тогда вдруг выяснилось, что недосягаемой «фабрике звезд» тоже ничто человеческое не чуждо и в респектабельных офисах «Коламбии пикчерз» страсти иной раз достигают накала коммунальной разборки на общей кухне из какого–нибудь раннего рассказа Зощенко. Сценаристы были правы, но, чтобы признать эту правоту, кинобоссам потребовалось выкурить не одну коробку крепких кубинских сигар и выпить не один литр виски. Будем надеяться — договорились.


Так вот. «Золотой глобус» всегда был приятным довеском к общему списку наград того или иного фильма. Но если этот список только «глобусом» и ограничивается, премированной картине все же нечего было и мечтать о больших кассовых сборах. Зритель, поглощающий киноновинки, как школьник эскимо, самый главный консерватор. Для него «Оскар» по–прежнему основная гарантия художественного качества картины. Он уверен, киноакадемия не может обмануть. «Оскар», напомним, премия корпоративная: профессионалы в ней оценивают профессионалов. «Золотой глобус» — хладнокровный взгляд на состояние дел в киноиндустрии со стороны многими не любимой пишущей братии.


Принципиальность решений членов киноассоциации часто не несет в себе ничего, кроме красоты ни к чему не применимого жеста. Часто случается, что фавориты «Золотого глобуса» не получают на «Оскаре» ничего. Кинокритики не отвечают за доходы, им не нужно протежировать многомиллионные проекты, не нужно думать о завтрашнем дне Голливуда. Потому члены ассоциации всегда так свободны в своем выборе.


Церемония вручения премии «Золотой глобус» в Лос–Анджелесе пройдет 11 января. В этом году лидерами (по 5 главных номинаций) стали фильмы «Фрост против Никсона» и «Загадочное дело Бенджамина Баттона» (пока ничего не говорящие нам названия). Среди номинированных актеров хорошо известные нам Мерил Стрип (картина «Сомнение»), Анджелина Джоли (триллер Клинта Иствуда «Подмена»), Кейт Уинслет («Дорога перемен»), Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт («Загадочное дело Бенджамина Баттона»), Шон Пенн («Харви Милк»), Микки Рурк («Борец») и другие. Кажется, впервые за долгие годы список номинантов получился особенно звездным, причем в список попали не только признанные мастера интеллектуального кино, но и любимцы массового зрителя, такие как Джоли, Питт и Рурк. Любопытно, что, может быть, впервые актерский триумф на ближайших церемониях вовсе не будет означать автоматическое повышение гонорара, так что матерые волки экрана узнают настоящий горький вкус звездной пыльцы с френча дядюшки Оскара. С другой стороны, и без главных американских премий гонорары Анджелины Джоли были заоблачными.


«Голливуд — это, конечно, миф, со всей его мифологической атрибутикой, — говорит не попавший в этом году в номинанты классик Барри Левинсон, чья сатирическая комедия «Однажды в Голливуде» идет сейчас в белорусских кинотеатрах. — Он хороший и ужасный. Но мы не культивируем этот миф. Мы уже сами запутались. Наш бизнес — создание фантазии. А в нашей жизни реальность и фантазии вытесняют друг друга, и большинство из нас уже не может понять, где же реальность».


Слова эти высвечивают главное: Голливуд давно находится в глубоком кризисе и пережевывает прежние смыслы. Он не способен рождать новые идеи. Самый кассовый фильм года «Темный рыцарь» — продолжение комиксовой истории, начавшейся еще в 80–е, в период махрового советского видеопиратства. Кажется, американская «фабрика грез» до сих пор гоняется за призраками прошлого. И возможное номинирование на «Оскар» погибшего актера Хита Леджера («Золотой глобус» последнюю роль актера демонстративно проигнорировал) лучше всего подтверждает: кроме призраков, достойных кандидатур на всеобщую любовь у Голливуда нет.

 

На снимке: в погоне за «Золотым глобусом» звезду Голливуда Брэда Питта уже никто не может остановить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter