Игра в фантики

Московские кондитеры держат марку. И никому не отдают...
Московские кондитеры держат марку. И никому не отдают...

Конфеты «Птичье молоко», «Мишка на поляне», «Красная Шапочка», «Аленка», «Дюшес», «Сказки Пушкина», «Ромашка», «Снежок», вафли «Артек», «Южные», «Снежинка» — вот совсем не полный перечень названий сладкой продукции, которая выпускалась и с удовольствием потреблялась в СССР. Рецептура изделий была разработана специалистами Всесоюзного института пищевой промышленности. Сегодня сладости под этими марками производятся и в России, и в Украине, и в Беларуси... До недавнего времени, по словам заместителя председателя концерна «Белгоспищепром» Ларисы Плиско, каких–либо споров по поводу использования одних и тех же названий не возникало. Но после того как московский холдинг «Объединенные кондитеры» запатентовал в России широкий набор выпускаемой им «всесоюзной» продукции, у белорусских фабрик начались серьезные проблемы с реализацией на российском рынке.

«Спартак», «Коммунарка», «Красный пищевик», «Слодыч» стали подсчитывать убытки, после того как их продукция под известными марками была признана... контрафактной. Конкретные цифры потерь (по причинам коммерческого характера) белорусские производители не называют, но учитывая, что те же «Спартак» и «Коммунарка» около 40 процентов выпускаемой продукции отгружают в Россию, можно предположить, что убытки значительны.

Директор по продажам фабрики «Коммунарка» Сергей Назаров рассказал мне, что московские производители запатентовали доставшиеся с советским наследием марки еще 10 лет назад, однако проблем на российском рынке у экспортеров не возникало. «До недавнего времени белорусские производители реализовывали свою продукцию через отдельных региональных представителей. Теперь же наши фабрики вышли на рынок соседней страны единым центром через открытое в Москве представительство «Белкондитер». Видимо, появление сильного конкурента и стало причиной «марочной» борьбы», — полагает Сергей Назаров. В сложившейся патовой ситуации белорусские кондитеры, дабы вернуть позиции на рынки, пошли на переименование выпускаемого ассортимента. Госкомитет по стандартизации оперативно отреагировал на проблему и разрешил переименовывать экспортную продукцию. (Реализация сладостей в Беларуси будет проходить под прежними марками.) По оценкам кондитеров, процесс «переодевания» конфет и других сладких изделий займет около месяца. Безусловно, это повлечет дополнительные убытки. Кроме того, «ребрэндинг» сладкой продукции потребует определенных вложений в раскрутку новых марок.

Любопытно, что ожесточенную борьбу за рынок сладостей холдинг «Объединенные кондитеры», в который входит 15 фабрик (среди них «Рот фронт», «Красный Октябрь», «Кондитерский концерн «Бабаевский»), ведет не только с внешними конкурентами, но и с внутренними. Буквально вчера в российских газетах появилась информация о возбуждении уголовного дела в отношении одного из филиалов другого российского холдинга «Невский кондитер». Причиной послужило соответствующее обращение «Объединенных кондитеров» в следственные органы... Проведенные проверки выявили совпадение названий конфет («Ромашка», «Ласточка», «Буревестник») с теми, которые запатентовал московский холдинг. Газета «КоммерсантЪ» сообщает, что сейчас между руководством обоих холдингов идут переговоры. Думается, их результат предсказать несложно...

Фото Александра КУЛЕВСКОГО, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter