В Москве пройдут мастер–классы «Союзное государство — молодым талантам XXI века»

Игра в четыре руки

С середины августа творческий IQ (ай–кью) юной Москвы повысится в разы. В столицу России приедут самые талантливые мальчишки и девчонки России и Беларуси.


Уникальность совместных пленэров, мастер-классов в том, что ученик и педагог работают вместе. Рукой ученика "водит" мысль педагога. Фото:

На базе Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки пройдут мастер–классы для учащихся специализированных учебных заведений России и Беларуси. Девиз форума устремлен в будущее: «Союзное государство — молодым талантам XXI века». Понимать надо так — пройдет время, и молодые таланты сполна вернут «долг» Союзному государству победами на всех фронтах Большого искусства. Этому творческому российско–белорусскому форуму 12 лет. Его учредили Постоянный комитет Союзного государства, министерства культуры России и Беларуси.

В Москве соберутся не просто одаренные музыканты и живописцы 10–18 лет, а дети, чей талант уже высоко оценен и признан — лауреаты региональных, всероссийских и международных конкурсов. Россию представят 14 городов — от Якутска до Симферополя. Из Беларуси приедут юные музыканты и художники из Минска, Гродно и Лиды.

— Любой человек со своим внутренним миром неповторим. Это и есть то чудо, которое скрыто в нас, — говорит ректор Академии акварели и изящных искусств, народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств Сергей Андрияка. — Задача совместных мастер–классов — научить ребенка видеть мир своими глазами, но на основе традиций художественного творчества. Классическая традиция в культуре и искусстве сродни матери и отцу. Необходимо выстраивать свою жизнь на ее основе. В противном случае мы отвергаем собственное существование, уходим в пустоту. Мастер–классы учат живому продолжению традиций, а не ее фиктивному «возрождению». Национальная, художественная традиция для цивилизации то же, что для природы — воздух, которым дышит все живое. Самая страшная беда от нигилизма в культуре — это отсутствие человеческого в человеке. Именно поэтому мы стремимся изучать традицию и в ее духе воспитывать молодежь.

Сергей Андрияка — всемирно известный мастер акварельной живописи. Сын знаменитого русского художника Николая Андрияки, хотя фамилией своей обязан греческим корням. Участник более пятисот выставок в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Японии, Китае... Его работы украшают крупнейшие музеи мира и частные коллекции.

У Сергея Николаевича шестеро детей (и сам он начал рисовать в шесть лет), и кому, как ни ему, знать, как учить детей удивляться тому, мимо чего равнодушно проходят другие.

Уникальность совместных пленэров, мастер–классов в том, что ученик и педагог работают вместе. Рукой ученика «водит» мысль педагога. Так, на двух роялях одну и ту же тему играют два джазовых музыканта. Наставник учит юного художника «видеть» палитру неба, усталый табун облаков, неряшливые кружева ряски на воде, золотые диагонали света, оброненное перо лебедя, похожее на крохотный парусник аристократа...

— Все участники мастер–класса рисуют, казалось бы, одно и то же, а образ у каждого свой. Потому что у каждого свое сердце, — итожит мысль художник Сергей Андрияка. К слову, совсем недавно пленэр юных художников прошел в Витебске во время «Славянского базара». Его инициатором стал Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.

А вообще идея «пленэров на брудершафт» родилась в предместьях Витебска — в усадьбе Ильи Ефимовича Репина Здравнево. Перед детским театром «Лялька» юные художники рисовали не только кистями и красками, но и мелками. «Да дождь смоет рисунки с асфальта. Какие–то останутся в семейных архивах или будут подарены друзьям, но нетленными их сделает наша память...» — сказал, приветствуя ребят в Витебске, Григорий Рапота.

Своеобразным символом (или визитной карточкой, как хотите) творческого форума «Союзное государство — молодым талантам XXI века» можно считать Молодежный белорусско–российский симфонический оркестр. Оркестр родился в 2008 году. В нем играют музыканты от 15 до 18 лет. Все они — ученики Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории и Республиканского колледжа при Белорусской государственной академии музыки.

Руководят оркестром два концертирующих дирижера — россиянин Вячеслав Валеев и белорус Иван Костяхин. Конечно, играют классику: Глинка, Чайковский, Моцарт, Рахманинов, Сен–Санс, Мендельсон... Но «фишка» репертуара — «Концерт для цимбал с оркестром» белорусского композитора Дмитрия Смольского с солисткой Яной Славашевич. Этот номер на бис принимали в Германии, Италии, Чехии, Великобритании... Рафинированные европейские слушатели и не знали, что есть инструмент с таким волшебным звучанием — цимбалы.

И еще одна репертуарная «изюминка» этого уникального (пожалуй, единственного в Европе такого формата!) оркестра. Он обязательно исполняет произведения не только классиков мировой симфонической музыки, но и открывает новые (часто несправедливо забытые) имена. Например, белорусских композиторов Льва Абелиовича, Евгения Глебова, Владимира Солтана. Или нижегородца Эдуарда Фертельмейстера и выпускницы Московской консерватории, лауреата международных конкурсов Айгерим Сеиловой...

Вальс Ильи Шатрова «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» в исполнении Молодежного российско–белорусского симфонического оркестра приобрел свежее, более трагичное, но и величественное звучание.

Очень похожие культурные и музыкальные традиции, близкая ментальность россиян и белорусов, высокий профессионализм (который, в частности, оттачивается и на мастер–классах) гарантируют Молодежному симфоническому оркестру успех и долгожительство.

«Наш оркестр — имиджевый проект, визитная карточка Союзного государства. А еще это творческая лаборатория для молодежной элиты Беларуси и России», — подчеркнул в одном из интервью дирижер Иван Костяхин.

Дирижеры договариваются о репертуаре. Репетируют отдельно — в Москве и Минске. А перед самым фестивалем или гастролями объединяются и сводят звучание воедино. Два берега одной реки. И отличная модель международной творческой организации.

Сергей РЫКОВ

rykov–tribuna@ya.ru

Советская Белоруссия № 153 (25035). Четверг, 11 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter