Игорь Позняк: «В какой-то момент белорусская журналистика вышла из зоны комфорта. Для многих это стало отправной точкой, чтобы раскрыть свои таланты»


В особом представлении новый ведущий «Контуров» вряд ли нуждается

Вот уже второй месяц зрители «Контуров» привыкают к новому лицу. С октября ведущим главной информационно‑аналитической программы ОНТ стал Игорь Позняк — известный телевизионщик и обладатель нескольких абсолютно заслуженных «Телевершин». Почти 20 лет (!) он был верен каналу СТВ, но в новом сезоне принял решение расширить профессиональные границы. Тем более на горизонте появилось предложение, от которого он не смог отказаться.

— Уже успели освоиться на новом месте и в новом коллективе?

— Для меня период адаптации прошел достаточно легко. Переезжать никуда не пришлось, я работаю в том же телецентре, где трудился последние 19 лет. Кроме того, с большинством коллег я давно знаком. С кем-то просто пересекались в коридорах, с кем-то вместе были на выездах и в командировках.

— Как за столько лет вы не потеряли интерес к новостной повестке и телевидению в целом? Что ежедневно держит вас в информационном тонусе?

— Мне кажется, интерес к новостям потерять невозможно. Особенно когда ты много лет этим буквально живешь.
Наша работа — быть в курсе событий не с 9:00 и до 18:00, а 24 часа в сутки. Это, по сути, уже образ жизни.
Во-первых, я постоянно нахожусь в потоке информации. Приезжая домой, смотрю информационные ленты. Еду утром на работу — читаю новости. Я так привык, это стало уже ритмом жизни. Поэтому как можно потерять интерес? А во-вторых, телевидение — свое­образный наркотик. Многие коллеги-телевизионщики подтвердят мои слова. Если ты один раз попробовал это, хочется еще и еще. Ну и в-третьих, я ничего другого банально не умею делать.


— Мне кажется, вы слегка лукавите: у вас же географическое образование и учеба в аспирантуре за плечами.

— Я, кстати, очень благодарен геофаку за ту пытливость, которую преподаватели в нас заложили. В журналистику пришел совсем молодым, образование, как ни странно, мне очень помогло. Потому что географ — это человек, который все время ищет, удивляется, задается вопросами. Журналист делает все то же самое.

— Как прошли первые «Контуры»? Были волнение, страх?

— Было волнительно хотя бы потому, что спустя почти 20 лет я оказался в той же студии, в которую пришел на свой первый кастинг. Это было 23 февраля 2002 года. Тогда телеканала ОНТ еще не было, а студия уже существовала. И вот для меня первая запись в «Контурах» стала своего рода путешествием на 20 лет назад.

Любой эфир — это всегда волнение. Глупо и непрофессионально это отрицать. Прибавьте к этому новую обстановку, антураж... Но я очень надеюсь и смею полагать, что мне по-прежнему будет волнительно перед каждым эфиром. Потому что в эту профессию нельзя приходить без удивления, без широко открытых глаз.

— Кто и как выбирает главные события, которые произошли за неделю? Есть темы, на обсуждение которых наложено вето?

— Отвечу так: есть табу на непроверенную информацию. В этом смысле на телеканале существует цензура: в эфир должна попадать только проверенная и правдивая информация. Еще у ОНТ есть огромное преимущество — слаженная командная работа. Еженедельно мы устраиваем мозговой штурм. Садимся, спорим, часто не соглашаемся друг с другом, делаем паузы, чтобы выдохнуть... И это идет программе только на пользу. Потому что из таких споров рождаются порой нестандартные идеи, неожиданные ходы.
Сам жанр, в котором работают «Контуры», предусматривает авторский подход. Журналисты преподносят материалы через призму собственной авторской позиции. Но самое главное — мы исходим из интересов зрителей. А ОНТ запросы своей аудитории знает очень хорошо.

— В новостях важнее быть первым или лучшим?

— В новостях скорость — это и есть критерий качества. У журналиста-новостника априори поставлена высокая планка качества. Это скорость не в ущерб качеству. И только в этом случае он будет лучшим. А если ты не первый, ты не новостник. Потому что через час твоя новость станет уже неактуальной.

— С ростом популярности альтернативных источников информации, в том числе телеграм-каналов, телевидение, на ваш взгляд, постепенно теряет часть аудитории?

— И да и нет. Вряд ли телевидение сегодня может конкурировать с телеграм-каналами по части скорости. Понятно, что они выдают любую новость буквально за секунду. А новости на телевидении даже при самом лучшем раскладе выходят раз в два-три часа... Если в Беларуси появится круглосуточный информационный канал, то, возможно, будет конкуренция. Но у телевидения перед телеграм-каналами есть как минимум одно существенное преимущество. Это та самая проверка и просеивание информации на предмет ее достоверности. Телевидение — это всегда знак качества.
Хороший журналист, когда ему позвонят в два часа ночи и скажут ехать на репортаж, никогда не ответит: «Нет». Он спросит: «Сколько у меня есть времени, чтобы добраться до места событий?»
— После событий августа 2020-го в телеэфире остались самые крепкие, и вы в том числе. Что вас удержало и держит до сих пор?

— Вопрос в такой формулировке передо мной никогда не стоял. Мне кажется, нужно спросить тех коллег, которые ушли: а что вас удерживало на телевидении все эти годы?..
Лично в моем восприятии, в моем отношении к профессии или стране ничего за 19 лет не изменилось.
Передо мной не стоял моральный выбор, не было психологического кризиса. Возможно, опять же, он случился у тех, кто ушел. А я продолжал и продолжаю работать. В определенной степени некоторое время было тяжело, потому что белорусская журналистика в какой-то момент вышла из зоны комфорта. До событий августа работа была привычной и знакомой. А затем многим пришлось выйти и побывать в нестандартных ситуациях, проявить свои лучшие журналистские качества. И это стало хорошим тестом. Кто-то не смог трудиться в таком режиме. А для других этот выход из зоны комфорта стал отправной точкой, чтобы раскрыть свои таланты. Только посмотрите, какое развитие за прошедший год получила авторская журналистика. А ведь многие говорили, что в стране дефицит лидеров мнений. Но благодаря этим событиям они у нас появились.

— А как скоро режим работы новостников-телевизионщиков из экстремального снова вернулся к нормальному рабочему?

— Знаете, сама по себе новостная журналистика — профессия «ненормальная» для большинства людей из других сфер. Потому что в ней всегда есть элемент экстремального. Хороший журналист, когда ему позвонят в два часа ночи и скажут ехать на репортаж, никогда не ответит: «Нет». Он спросит: «Сколько у меня есть времени, чтобы добраться до места событий?» С точки зрения обывателей, это неправильно — подхватываться и ехать в ночи на работу. Но в том и заключается нюанс профессии: границы нормальности и экстремальности в ней весьма условны. Посмотрите, например, какие жаркие события происходят в последние дни на белорусско-польской границе. Когда в понедельник мои коллеги пришли утром на работу, они еще не знали, что уже через несколько часов будут там. И не знали, как и когда закончится их рабочий день. Но для новостника это нормальный рабочий ритм, часть профессии.

Программа «Контуры» выходит на телеканале ОНТ по воскресеньям в 20:00.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter