Игорь Крутой: С Пугачевой расходимся бочком

Когда смотришь на Игоря Крутого, не сразу поймешь, что за человек...
Когда смотришь на Игоря Крутого, не сразу поймешь, что за человек. То он кажется всесильным воротилой шоу-бизнеса, то скромным и застенчивым композитором, создающим маленькие музыкальные шедевры. То центром притяжения поп-звезд, то человеком, объединяющим два времени – советскую эстраду с ее «Песней года» и «Юрмалой» и российский шоу-бизнес со всеми его фонограммами.

Когда-то с Серовым обивали пороги

– Игорь Яковлевич, бизнес и творчество – такие разные полюса, и в вас они как-то сходятся. Вам легко впрягать в одну телегу лань композиторской музы и лошадиные силы продюсерства?

– (Задумавшись.) Не знаю. С тех пор, когда я начинал, ничего не поменялось. Тогда мы с Сашей Серовым брали фонограмму, ходили с ней, просились на какие-то передачи на телевидении. Это было так по-детски: мы кого-то ждали, кого-то в ресторан приглашали, потом с нами еще и не здоровались. Ну, это в глубокой молодости было.

У меня все как-то перемешалось. Это тот мир, в котором я существую. Если какой-то компонент исключить, мне уже чего-то не хватает. Я болею за «Песню года», болею за ребят, которые выходят из «Новой волны». Мне приятно, что они появляются в других эфирах. Доминик Джокер, Полина Гагарина, Ира Дубцова уже могут выступать не с чужими песнями, а со своими хитами. И это будет плюс для рейтинга телепрограммы. Это приятно.

Есть и другие вещи. Недавно была Универсиада в Казани, я был генеральным продюсером этого действа. Там не просто звучала моя музыка на открытии, а вообще работала моя команда – организовывала телетрансляции больше чем на сотню стран, на минуточку! Был прямой эфир, первые лица страны, все тревожно и ответственно. Давно не помню, чтобы испытывал такой внутренний кураж и такое волнение. 

Параллельно записывал альбом с Ларой Фабиан. Начал писать музыку к фильму Владимира Бортко «Душа шпиона» – он попросил, и для меня это важно, потому что мой любимый фильм – его «Собачье сердце». Вот сижу в свободное время за роялем, думаю, как бы не упасть лицом в грязь перед публикой, которая ходит в кинотеатры. Еще закончил альбом с Суми Джо. Он недавно вышел в Южной Корее, должен выйти в Китае, в Австралии и в Японии. Вот так скромненько.

А следующий год у меня юбилейный. Готовлю два шоу. Задумывал три, но на столько у меня сил не хватит, а вот два попробую «вытащить».

– В чем будет разница между этими шоу?

– В «Олимпийском» 22 ноября 2014 года будет концерт моих хитов, там выступят эстрадные звезды. А после этого в Кремле будут Дмитрий Хворостовский, Лара Фабиан, Суми Джо, детский хор Попова. Премьеры, дуэты, трио! 

– Замечу, что о втором концерте вы говорите более вдохновенно, чем об эстрадном. Фабиан и Джо – ваши подопечные не с российской «поляны». Для России такой «музыкальный экспорт» – исключение из правил. Как вы их нашли?

– С Ларой Фабиан мы познакомились, когда она приехала в Юрмалу. Потом, накануне ее концерта в Москве, я показал ей несколько композиций, к которым она захотела написать стихи. Написала, исполнила в Москве, и, как ни странно, у этих композиций был большой успех. После этого она предложила сделать целый альбом (позже он вышел под названием «Мадемуазель Живаго»). Притирались мы друг к другу долго: до этого она работала с большими авторами, известными аранжировщиками и крупными продюсерами. Крупнейший из них – Уолтер Афанасьефф, который писал все хиты для Мэрайи Кэри, Уитни Хьюстон, «Титаником» занимался. После «Мадемуазель Живаго» Лара выпустила альбом американских авторов, а сейчас мы на полпути к второму совместному альбому. Думаю, к весне он уже будет готов.

– На Западе хорошо продается ваша музыка?

– Выпускается, продается, но это ведь не исполнители, собирающие стадионы. Хотя на Лару продаются залы в Париже, Брюсселе, в Израиле, во франкоговорящих странах – в Канаде, Марокко. Очень хорошо она собирает публику в России. Работает турами, везде аншлаги, публика преданная. Но, конечно, это не весь мир. Врать не буду: моя музыка не расходится там миллионными тиражами.

То же касается и Суми Джо. Она входит в число лучших сопрано мира. Очень качественная певица, живущая в Риме и поющая в ведущих оперных театрах. Но это не «Уэмбли». Для меня, впрочем, важен сам факт, что моя музыка издается на Западе и у нее есть своя публика.

Как продавить песню на радио

– Давайте тогда вернемся на нашу грешную землю. Насколько российскому композитору сейчас важно иметь площадку в виде телеканала, какого-то проекта типа «Фабрики звезд»? Такое ощущение, что талантливый композитор, который не имеет деловой хватки, никому не нужен...

– Все-таки если песни гениальные, он нужен. Другое дело, насколько может хватить его таланта: колодец-то этот не бездонный... Хиты композитор может выдавать в течение короткого времени. Дальше идут повторения или вступают в силу другие процессы, в результате которых он перестает быть модным композитором и автором хитов. А что касается площадки для реализации, конечно, она важна. Собственно это и называется продюсированием. На Западе под этим термином понимается нечто другое, но в принципе смысл тот же – надо не просто написать песню и спеть ее друзьям, надо заниматься ею. Я не люблю это слово, но надо продавливать ее на радиостанциях, находить деньги на съемки клипа. Это ведь тоже важно – в качественном или не очень клипе покажется артист. Хотя Макс Фадеев и здесь поставил свой рекорд – он снял «Мама Люба, давай» за 15 тысяч рублей, и весь мир наблюдает теперь за тремя девушками в машине.

– Вы сказали «продавливать». Лет десять назад все знали, что программные директора ставят песни за деньги. А сейчас в чем заключается продавливание?

– Вот возьмите Юру Айзеншписа, который считается папой продюсирования в нашей стране. Он садился в машину и начинал объезжать радиостанции, редакторов журналов... Сначала туда Влада Сташевского продавливал, потом Билана, еще раньше Цоя, но с Цоем была несколько другая ситуация. Продавливание – это какие-то взаимоотношения. Я не хочу сказать финансовые, хотя на некоторых радиостанциях это существует. Но никакие финансовые взаимоотношения по большому счету не влияют на раскрутку песни: если в ней есть хитовость, все равно рано или поздно она где-то выскочит. А так, позвонить программному директору и попросить прослушать этот материал – наверное, это и есть взаимоотношения.

При этом те люди, которых мы называем программными директорами, стали себя чувствовать директорами землетрясений, приближенными к Богу, – думают, что судьба артистов, судьба музыки в их руках, что от того, нажали они кнопку или не нажали, зависят какие-то судьбы, биографии... Потом в какой-то момент хозяева радиостанции их снимают, и они становятся несчастными. Но это ведь очень ответственная работа – перед слушателями, перед музыкой, перед самим собой. Если ты дал ход какому-то бесталанному голосу, а талант, наоборот, зарубил – это грех.

Оказалось, я не такой крутой

– В 2008 году в одном из интервью вы сказали: «Я знаю, как все происходило с бойкотом Данилко на российских телеканалах. Знаю, от кого и почему это пошло, знаю больше, чем мне надо знать, и как все будет развиваться в дальнейшем». Прошло пять лет. Сейчас вы можете конкретизировать, что же тогда произошло?

– Нет. Я существую в определенной системе координат. Я сейчас расскажу, как все это происходило, – и у меня добавится врагов. Вы хотите этого?

– У вас, по-моему, их и так достаточно...

– И вы хотите увеличить их количество? Это не из-за того, что я боюсь, но называть фамилии все равно не хочу.

– Вы ведь тоже когда-то попали в опалу. Вас выдавливали отовсюду вместе с «Новой волной»... Это ведь было как раз десять лет назад. И вы как-то обмолвились, что 2003 год был самым сложным в вашей жизни...

– Во-первых, это был все-таки 2004-й. Во-вторых, я тогда понадеялся на то, что я... крутой. А оказалось, не такой уж крутой. Оказалось, что из любого человека можно сделать чепуху. Я был на полпути в этом направлении, но выстоял, слава Богу. Бог посылает испытания сильным, и периодически надо побывать в такой борьбе, чтобы понять, чего ты стоишь. Мне Бог посылал и огромные удачи – каких я, может быть, и не заслуживал. Славу, большой успех. Поэтому мне грех жаловаться. Надо пройти и то, и другое.

– Сколько ни разговаривал с артистами на «Новой волне», все отзываются о вас с огромным уважением. А приходилось ли вам мириться со звездными капризами? Или Крутой – непререкаемый авторитет?

– Да какой я непререкаемый авторитет?! А капризы – дело повседневное. Это издержки популярности. Популярные люди имеют право на капризы. Если все в правильных пропорциях, не страшна никакая звездность. Ничего! Артисты – это отчасти дети. Ранимые и иногда злые дети. Порой завидующие. Но мне грех жаловаться на отношение артистов ко мне. Со многими я работал в качестве композитора. Практически все выступали в моих продюсерских проектах.

– А есть те, с кем хотелось поработать, но не удалось?

– Таких нет. С кем хотел – работал. Есть такие, с кем не хочется.

– Много раз вас спрашивали про Пугачеву...

– ...И вы решили не быть исключением?

– Хочется расставить точки над «i», поскольку после того, как она перестала быть музой «Новой волны», вы стали как-то холодно о ней отзываться. Это совпало со стартом ее нового фестиваля в Ялте. Связанные вещи или нет?

– Связанные. Мое мнение такое: человек, будучи музой одного фестиваля, не может создавать свой фестиваль под копирку. Это все равно, как если бы я начал делать «Рождественские встречи-2». И формально был бы прав. А во всех остальных смыслах нет. 

– Вы с Аллой Борисовной сейчас как-то пересекаетесь, созваниваетесь? 

– Нет. Созваниваться – точно не созваниваемся. Иногда видимся (пауза). Но стараемся так бочком друг от друга пройти (улыбается).

– Фестиваля в Ялте в этом году не будет. Не вернется ли в связи с этим Пугачева в ваши проекты?

– Нет! Хотя... пути Господни неисповедимы.

Жизнь через океан

– Перед тем как договориться об интервью, я вас несколько раз случайно будил звонками: вы были в Америке. На две страны живете?

– Нет, живу я в России, но моя семья распределилась по всему миру. Младшая дочь и жена живут в Нью-Йорке, и я периодически там бываю. Четыре раза в году по две-три недели, а зимой уезжаю туда перед Новым годом и провожу весь январь. Летом живем на нейтральной территории, во Франции.

– Вот какой парадокс получается: у нас не принято любить Америку, но многие наши поп-звезды предпочитают отдыхать именно там – скажем, в Майами. Вы, кстати, следите за тем, что у нас в обществе происходит? Вас это волнует?

– Конечно. Здесь я нахожусь или там, перед сном обязательно должен включить «Вести 24» или РБК, посмотреть все бегущие строчки. Потрясает ли меня что-то так, что взрывает изнутри? Да, бывает, но это вопросы социальные, а не политические. Меня потрясает, когда, например, в Ростове большое количество детей вдруг заболевают менингитом. Возмущает, когда новорожденному ребенку могут занести ВИЧ-инфекцию. Вот такие вещи у меня не укладываются в голове. Или когда людей сажают в тюрьмы, возбуждая уголовные дела по каким-то бизнес-причинам, чтобы отобрать активы. Это ведь читается иногда между строк. Мы уже научены так, что, если об этом объявляется в информационных программах, сразу начинаем искать в этом какой-то второй смысл, второе дно. 

– Но, Игорь Яковлевич, вы же рожденный в СССР!

– И давно рожденный! (Смеется.)

– По «Вестям 24» хорошо отлавливаются те посылы, которые идут из Кремля в адрес США. Вы там завсегдатай. Такая ли это страшная страна?

– Нет, это удобная для жизни страна. Вся ее модель работает на удобства – прежде всего бытовые. Для детей много всего делается. Хорошее образование: университеты высокого уровня. Это не секрет. Там есть свои определенные проблемы, но во многих смыслах Америка все-таки удобная страна. Для творчества, кстати, тоже. Там я совмещаю полезное с приятным, использую это время для работы в студии.

– А как же семья, разделенная океаном? Неужели вы не могли бы найти какую-то точку в мире, чтобы быть вместе?

– Одной точки нет, потому что я востребован здесь. А для мужчины быть востребованным в творчестве, в работе, в бизнесе – очень важный фактор. Может быть, даже важнее, чем находиться вместе. Да, мне хочется быть больше с маленькой дочкой, она скучает, но, наверное, если бы я засел рядом с ними и с тоскливыми глазами думал, что сейчас мог бы сделать в Москве, это был бы не лучший вариант. А думать о том, что можно сидеть в Америке и развивать бизнес здесь – это смешно.

– А в Москву всех перевезти?

– В Москву?.. (Задумывается.) Да как-то так повелось, что и старшая дочь в Америке отучилась, и младшая там учится. А мать должна быть с детьми. В общем, уже одно за другое цепляется... Так что, думаю, так и будем жить – через океан.

Константин Баканов.

Советская Белоруссия №148 (24285). Суббота, 10 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter