Иди играй, сынок!

Кочка зрения
«Вы, что еще не рождены,

Вы, атомы в мирах Вселенной,

В жизнь воплотиться вы должны,

Согласно силе неизменной...»

Согласно этой неизменной силе каждый год в Бразилии появляется с десяток футбольных вундеркиндов. Складывается впечатление, что там больше никто ничем не занимается: все играют в футбол или танцуют свои знаменитые танцы на карнавалах. Они и тут, они и там, они — везде. Под диван дома боюсь заглядывать, все чудится, что и оттуда на меня взглянет, будто шоколадом покрытое, загорелое лицо бразильского кудесника мяча, он вышмыгнет и станет гонять по квартире мяч. А что ему еще делать, если больше ничего не умеет? В детстве, между прочим, я был безумно горд собой, когда выучил и научился без запинки произносить фамилию лучшего игрока в истории мирового футбола Пеле — Эдсон Арантис ду Насименту! Звучало, как некое мистическое заклинание, скажу я вам. Ох и щеголял тогда, удивляя друзей и знакомых, стрелял именем легендарного бразильца, как дробью, производя всеобщий фурор. Невдомек мальцу было, что все они — Пеле, Вава, Диди, Кака на своей родине носят длинные труднопроизносимые имена. Это сейчас такой словесной эквилибристикой никого не удивишь и Жуниньо Пернамбукано звучит для болельщиков привычнее Иванова или Петрова. Бразильцы заполонили собой весь футбольный свет, и пробиться сквозь эту стройную армаду гениев игры, стать лучшим футболистом мира европейцу уже практически нереально.

Охваченные жаждой вкусить плоды столь отрадного ветра свободы и финансового благополучия, они удирают из Бразилии пачками. Даже средний по их уровню игрок без особого труда становится главной звездой практически любой европейской команды. Мода на бразильских футболистов существует в Европе уже давно, но сейчас, кажется, достигла своего пика. В Бразилии перепроизводство футболистов, их там некуда девать, а здесь их ждут с распростертыми объятиями. Бразилец Карвальо был признан лучшим футболистом завершившегося чемпионата России — парень на голову сильнее всех российских игроков вместе взятых, выиграл с московским ЦСКА Кубок УЕФА, но при этом даже не рассматривается в числе кандидатов в сборную своей страны. А все потому, что уровень других его соотечественников — Роналдо, Рональдиньо, Робиньо и иже с ними несоизмеримо выше. Это космос, а сами бразильцы — футбольные инопланетяне.

«Иди играй, сынок!» — этот рекламный клич мамы, адресованный своему сыну–вундеркинду Рональдиньо, вполне отвечает бразильскому духу. Заметьте, мать гонит сына не читать классиков, учиться, готовиться к экзаменам, помочь отцу, вынести мусор или убрать в комнате. Иди играй и никаких гвоздей! А он и рад стараться, так играет, что аж дух захватывает.

Или вот еще один уникум — Роналдо, он же «Зубастик» — до недавнего времени главная звезда мирового футбола, чей божественный нимб нынче красуется над кудряшками Рональдиньо. Формы Роналдо округлились, кажется, уже до критических, дозволенных природой размеров, и сам он стал похож на колобка (уж не знаю, знакомы ли бразильцы с этим сдобным продуктом русского фольклора) — фигура состоит из одной только головы (или, как смачно говорят у нас, — репы!) да еще белесых отменных зубов. Но при всем при этом как он, паразит, быстро бегает — диву даешься! Не то что от дедушки с бабушкой, не моргнув глазом, уйдет — скоростной экспресс обгонит! А техника! Из–за тучности уже и определить трудно, откуда у него, стервеца, ноги растут и есть ли они у него вообще, эти ноги–то, а мяч к ним будто невидимой нитью привязанный. Что за чудеса и где найти им объяснение?

Если верить Зигмунду Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет, именно в это время формируются главные структуры личности. Так вот бразильцы (такое впечатление, что они ходить, говорить и играть в футбол начинают одновременно), вне всяких сомнений, тоже испытывают пресловутый кастрационный комплекс, но не в классическом, фрейдовском его понимании, а в футбольной интерпретации: главной их фобией становится боязнь лишиться... мяча как смысла жизни бразильского мужчины. Какой ты к черту бразилец, если не умеешь играть в футбол? Лишить бразильского ребенка мяча — это сущая тирания, достойная вандала. Мяч для них — это, пожалуй, главный способ получения удовлетворения, в котором гол — высший пик наслаждения! Это смысл жизни, если хотите! Вот когда мужское население одной шестой части суши будет испытывать известный фрейдовский комплекс в бразильском виде, у нас тоже появится шанс стать лучшими на футбольном поле. И только тогда ставшее уже классическим изречение, что сборная России (Беларуси, Украины) станет чемпионом мира по футболу не раньше, чем бразильцы победят в планетарном хоккейном первенстве, потеряет всякий смысл. Но что–то подсказывает, что случится это еще очень не скоро...

Хотя, быть может, я ошибаюсь. Главное ведь, верить...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter