Идеология: корни и крона

Беседа с доктором политических наук, профессором кафедры идеологии и политических наук Академии управления при Президенте Владимиром МЕЛЬНИКОМ.

На недавнем республиканском семинаре идеологических работников в Минске звучали разные суждения о том, что есть государственная идеология и каким должно быть наполнение идеологической работы. Этот семинар собрал практиков: сотрудников идеологических подразделений в исполкомах. А каково научное понимание обсуждаемых вопросов? Можно ли, как говорится, разложить все по полочкам? Получить ясное и системное представление? Ответы на интересующие меня вопросы я искал в беседе с доктором политических наук, профессором кафедры идеологии и политических наук Академии управления при Президенте Владимиром МЕЛЬНИКОМ.


— Владимир Андреевич, так что же такое белорусская государственная идеология? Сразу конкретизирую вопрос. Иногда звучат сомнения: а существует ли она вообще как таковая? И если ответ утвердительный, то в каком состоянии находится наша идеология? Формируется или уже сформирована?


— Если говорить предельно просто, то идеология белорусского государства — это сумма ответов народа на смысло–жизненно важные вопросы. Кто мы, белорусы, есть? Почему мы именно такие? Каковы наши ценности и идеалы? Наше положение в существующей действительности? Почему именно так, а не иначе мы устраиваем свое бытие? Каковы наши цели и устремления? И какими путями мы намерены их достигать?


Сформулированы ли ответы? Да, они сформулированы. Зарождение нашей национальной идеологии началось с момента, когда белорусы сформировались как особая этническая общность. И когда они стали осознавать себя в качестве особой нации. Мысль о том, что мы, белорусы, есть особый народ, особая нация, в силу этого считаем себя вправе самостоятельно определять свою судьбу, — первоначальная, исходная или базовая идея нашей национально–государственной идеологии.


В литературных источниках она впервые появилась в 1884 году. Белорусские народники — члены партии «Народная воля» сформулировали ее в двух номерах журнала «Гомон». И на поставленный вопрос «Кто такие белорусы?» дали четкий ответ: «Мы — нация, или особый народ, имеющий право жить и управлять самостоятельно». Позже эту же мысль, но выраженную в поэтической форме находим у Янки Купалы: «Занiмай, Беларусь, маладая мая, свой пачэсны пасад мiж народамi!»


Результатом воплощения этой идеи и является белорусская государственность. А всестороннюю конкретизацию идеология белорусского государства получает в Конституции.


— «Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство»?


— Совершенно верно: эти положения — конституционно–правовые основы нашей идеологии. В начале ХХ века мы создали собственное государство. А в конце этого века в изменившихся условиях нам предстояло определиться с устройством своего государства. Была утверждена форма правления: республика.


В Конституции также записано, что Беларусь — унитарное государство. Оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. Республика Беларусь — демократическое государство. Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти.


В основу организации и деятельности Республики Беларусь положена также идея правового государства.


Республика Беларусь в Конституции 1994 года определяется и как социальное государство.


— А были другие варианты? Могла ли Беларусь быть не социальным государством?


— Конечно! Либеральным, например. Однако при составлении Конституции 1994 года, а в этом процессе участвовали все политические силы того времени, было отдано предпочтение идее «социального государства».


И еще — необходимо напомнить о том, что в Конституции зафиксирована идея светского государства...


Итак, мы перечислили конституционно–правовые основы белорусской государственной идеологии. В них получили отражение традиционные идеалы и ценности нашего народа. Речь о гуманизме, приверженности идее народовластия, свободолюбии и патриотизме, а также стремлении к идеалам социального равенства и справедливости. Все это составляет каркас, основу госидеологии. Остальные вопросы — например, в какой пропорции должны соотноситься в национальной экономике государственная и частная собственность, каковы наши внешнеполитические приоритеты — более частного порядка. Здесь вполне возможна корректировка курса в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, тех или иных оказавшихся у власти политических сил, эволюции общественных настроений. В то время как перечисленные выше основы достаточно устойчивы и в их сохранении заинтересованы все представители белорусского общества.


— С прошлым и настоящим более или менее понятно. А теперь, Владимир Андреевич, давайте о будущем. Каковы же наши цели и устремления? И какими путями мы будем их достигать?


— Если коротко, то стратегической целью развития Беларуси в XXI веке является формирование постиндустриального или иначе информационного общества. Впервые она прозвучала в Послании Президента народу и Парламенту в 1999 году. В основе этого документа — положение о том, что современный мир переходит от индустриальной стадии, господствовавшей почти два века, к новой — постиндустриальной. И Беларусь с учетом всеобщей тенденции должна стремиться к постепенному переходу на новые технологические уклады, к формированию всесторонне развитого человека — представителя нового общества. Достижение цели должно произойти через устойчивое инновационное развитие.


— Я полагаю, что идею устойчивого развития поддерживает любой здравомыслящий гражданин Беларуси. Так же, как и базовые принципы функционирования нашего государства, прописанные в Конституции. Следует ли из нашего диалога, что основы идеологии белорусского государства разделяются всеми членами нашего общества?


— По крайней мере, так должно быть. Ведь, полагаю, и представители оппозиции, так же как и представители власти, заинтересованы в сохранении Республики Беларусь, ее суверенитета, в процветании нации и в развитии, а не в упадке нашего государства. То есть по базовым вопросам все политические и общественные силы, считающие себя белорусскими, сходятся. Противоречия могут быть, и мы их наблюдаем во внешнеполитических ориентирах, в толковании национальной истории, в программах экономического развития. Но основы государственной идеологии характеризуются национальным консенсусом. И так в любом цивилизованном государстве. Скажем, в США демократ Барак Обама, придя к власти, может пересмотреть какие–то решения республиканцев. Сократить военные расходы, инициировать изменения в налоговой системе или системе медицинского страхования. Но ведь невозможно представить, чтобы политический лидер подрывал основы американской государственности, заложенные Вашингтоном, Джефферсоном, Франклином. Во всяком случае, я не завидую судьбе такого лидера...


— Владимир Андреевич, а кто у нас разрабатывает госидеологию? И хотелось бы разобраться в терминах. Что следует понимать под идеологической работой? И кто они, люди, которые являются идеологами?


— Это очень важный, по моему мнению, блок вопросов. Здесь часто возникает путаница. Я постараюсь внести ясность.


Прежде всего, надо четко понимать, что идеология белорусского государства не разрабатывается ни мною, ни кем–то еще в отдельности. Субъектом ее формирования является белорусский народ. А ее содержание, как мы уже отмечали, закреплено в Конституции. И в других политико–правовых документах — законах, указах, декларациях, программах, концепциях, директивах и так далее.


Эти документы являются  и юридической основой механизма функционирования идеологии нашего государства. С его помощью обеспечивается воспроизводство идеологии, ее доведение до сознания граждан и дальнейшее развитие.


Организационными звеньями этого механизма в самом широком его понимании выступают все те государственные и негосударственные институты и учреждения, которые участвуют в формировании, нормативно–правовом закреплении, воспроизводстве и доведении этой идеологии до членов общества. К ним относятся организации государственной власти и управления, специализированные научно–исследовательские центры, школы, вузы, учреждения культуры... И, конечно же, СМИ.


Что касается идеологической работы, то это понятие употребляется для обозначения деятельности людей, занятых в структурах идеологического механизма государства, партии, общественного объединения... Идеологической работой в любом государстве занимается до 20 процентов населения. Это, например, историки, политологи, социологи, представители органов управления, депутаты, эксперты, журналисты и редакторы, писатели и издатели, сценаристы, режиссеры, артисты, художники и дизайнеры, архитекторы и скульпторы, преподаватели, учителя, воспитатели... Именно они решают, что писать и как, что говорить и как, что печатать и что — нет. Они решают, какие ставить фильмы и готовить телепередачи, какие устраивать зрелища и каким содержанием их наполнять. Кому и какие памятники возводить, чьими именами называть улицы... Идеологической работой в этом смысле занимаетесь и вы как журналист, и я как преподаватель вуза.


— А кто же такие идеологи? Это все те, кто выполняет идеологическую работу?


— В литературе идеологами в собственном смысле этого слова принято называть лиц, которые выражают и защищают интересы определенных групп людей. Они выдвигают цель и задачи этих групп, становятся во главе их коллективных действий по реализации общих интересов. Иначе говоря, идеолог — это не специальность и не должность. Идеологами не назначаются. Ими становятся немногие люди в силу своего общественного призвания. Это лидеры национального движения, руководители государства, партий, общественных объединений и просто видные общественные деятели. Они «улавливают», формулируют и отстаивают то, что волнует многих из нас или всех нас.


— А кем с научной точки зрения являются представители созданной в стране идеологической «вертикали»?


— Очевидно, что они являются идеологическими работниками. Ведь они, так же как, например, и руководители госорганов, депутаты, преподаватели, учителя, журналисты, работают на воспроизводство и доведение до сознания людей положений государственной идеологии. Однако называть их идеологами в собственном смысле этого слова, с которым мы уже определились, конечно же, некорректно. Они являются государственными служащими. Выполняют указания своих руководителей по организации и координации усилий различных звеньев идеологического механизма в масштабах города, района, области или государства в целом. За эту свою работу они получают установленную зарплату. Поэтому, думаю, что и привлекать к ним общественное внимание следует не больше, чем к другим категориям работников идеологической сферы или государственных служащих.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter