И все–таки надо «идти от жизни»

Палата представителей во втором чтении приняла Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства»...

Палата представителей во втором чтении приняла Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Его рассмотрение было долгим и непростым. Между первым и вторым чтением прошло полгода. Ключевой позицией документа депутат Виктор Толкачев назвал разделение субъектов хозяйствования на малые и средние. Он подчеркнул, что при этом будет исключен отраслевой принцип.


Итак, малый бизнес — это ИП и микроорганизации с количеством работников до 15 человек, а также малые организации (от 16 до 100 сотрудников). Средний бизнес — коммерческие организации, где работают от 101 до 250 человек. Это, похоже, единственное новшество. В остальном закон просто сводит воедино предыдущие документы о поддержке бизнеса, которых, отмечу, было много. То есть ничего революционного не произошло. «Нам бы хотелось, чтобы закон был прямого действия, — сетует Владимир Карягин, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. — Предпринимательство очень ждет президентские документы: Директиву № 4 и Декрет о государственно–частном партнерстве. Бизнесу уже нужно не моральное одобрение, а конкретная поддержка и равный статус с госпредприятиями».


Вот немного цифр. В Министерстве по налогам и сборам мне рассказали, что сегодня число субъектов малого предпринимательства перевалило за 80 тысяч. В малом бизнесе работает более 20 процентов людей, занятых в экономике. В прошлом году их вклад в промышленное производство составил 9 процентов. В 2009 году доля малого бизнеса в ВВП — 11,6 процента. При этом почти 19 процентов всех налоговых поступлений приходится именно на этот сектор. А финансирование из бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства — одна сотая (!) процента. Как видим, несоответствие цифр и дисбаланс между вкладом и отдачей.


Планы тем не менее амбициозные. К 2015 году Правительство надеется увеличить долю малых и средних предприятий в ВВП до 25 — 30 процентов. «С принятием закона появляется средний бизнес, — детализирует директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Александр Лихачевский. — По нему нет пока статистики, но по предварительным подсчетам есть много крепких средних предприятий, которые внесут свой вклад в ВВП. Сам же закон не направлен на либерализацию. Им государство фактически заявляет о важности поддержки. Впервые 10 процентов в госзакупках отдаются именно малому и среднему бизнесу. Это весомо. Шаги, может, и не семимильные, но эволюционное развитие здесь важнее революционных решений».


Приведу пример европейских стран. Доля среднего и малого бизнеса в ВВП превышает 40 процентов. При этом занята на таких предприятиях половина всего экономически активного населения. То есть этот сектор играет основную роль в динамичном развитии экономики, а не производственные и добывающие гиганты, которые, естественно, присутствуют. Один из главных стимулов — государственная поддержка. В Германии, например, есть и госпрограммы, и серьезные государственные институты, и финансирование. Кредиты для бизнеса предусматривают низкую процентную ставку (5 — 8 процентов) и длительные сроки кредитования (5 — 15 лет). У нас пока по этому поводу лишь обтекаемые формулировки...


Вернусь к принятому закону. Наверное, из–за того, что его разработка и согласование шло аж с 2005 года, некоторые положения уже изрядно устарели. Так, субъектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства определены только центры поддержки и инкубаторы. Их по всей стране 59. Но это, мягко говоря, вчерашний день. Современная мировая практика, доказавшая свою эффективность, — это индустриальные и технопарки вокруг городов. Там работают десятки малых и средних предприятий, причем в основном по системе субконтрактации с промышленными гигантами. В Японии, например, 5,5 миллиона таких фирм и компаний получают заказы от 12 тысяч крупных корпораций и предприятий. Причина успеха? Мобильность, оперативность и гибкость малого и среднего бизнеса.


Надо признать, что сделано немало. И динамика увеличения количества малых и средних частных предприятий тому свидетельство. Только в числе самых последних новостей — отмена лицензии на торговлю духами и лосьонами и предложение Минэкономики сократить перечень лицензируемых видов деятельности с 53 до 38. У нас один из самых либеральных механизмов регистрации. Не случайно по этому показателю мы занимаем 7–е место в мире. Планы по либерализации экономики хотя и не сразу, но последовательно претворяются в жизнь. Упрощение системы налогообложения, лицензирования, корректировка ставок арендной платы, систематизация проверок — это весомые шаги навстречу малому и среднему бизнесу. К сожалению, принятием какого–нибудь законодательного акта нельзя изменить экономическое мировоззрение чиновников. Ведь на каждое ограничение, снятое на высоком уровне, в каком–нибудь исполкоме порой принимают несколько своих... От этого особенно страдает развитие предпринимательства в сельской местности. «Там нет соответствующей инфраструктуры, нет возможности получить землю, выкупить или взять в аренду даже какие–нибудь заброшенные здания, — говорит Георгий Бадей, председатель Бизнес–союза предпринимателей и нанимателей. — Нет системы финансирования. Инновационные фонды формируются в основном за счет частных структур, а получить оттуда средства могут только госпредприятия. Почему? Где тут логика?»


По данным Белстата, в 2009 году около 20 процентов малого бизнеса было использовано в промышленности. Неплохо. Но пока все же 42 процента предпочитает работать в сфере торговли и общественного питания. Капитал идет туда, где быстрая оборачиваемость. Как привлечь его в другие отрасли? Необходимы условия. Очевидно, что принятый закон из–за нескольких лет разработки и долгого согласования не во всем поспел за новыми экономическими реалиями. Возможно, последуют дополнения или другие законодательные инициативы. Будем надеяться, что они будут «от жизни», а не от кабинетных представлений...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter