И вновь продолжается сбой

В минувшее воскресенье банковская карточка на время превратилась в обычный пластик...

В минувшее воскресенье банковская карточка на время превратилась в обычный пластик. Толку от нее было ровным счетом никакого: ни деньги снять в банкомате, ни рассчитаться в магазине. Кассиры лишь пожимали плечами: «Ничего поделать не можем. Сбой». В гипермаркетах покупателей заранее предупреждали по громкой связи.


Но что произошло? Звоню в Национальный банк.


— Еще в пятницу мы попросили все банки предупредить клиентов, что в ночь с субботы на воскресенье Банковский процессинговый центр будет проводить модернизацию оборудования и программного обеспечения, — ответил начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов. — Правда, все работы должны были завершиться к воскресному утру.


Однако большинство банкоматов «включилось» только ближе к обеду. В это же время заработали и платежные терминалы на кассах. С чем связана такая задержка?


— Во время работ по модернизации системы произошел программный сбой, — уточнили в Банковском процессинговом центре. — Мы перешли на резервное программное обеспечение, но сервер не справился с нагрузкой. Поставили на перезагрузку, однако это требует времени. С проблемой справились к обеду.


Увы, вместо наличных денег банкоматы выдают ворох чеков с указанием об ошибке (а то и вовсе «выплевывают» карточки) не впервые. Так, летом прошлого года подобный сбой произошел из–за компьютерных вирусов. Держатели карточек нервничали, звонили...


Частота сбоев хорошо иллюстрирует серьезную проблему, которая требует оперативного вмешательства и четких механизмов решения. Связь должна быть надежной — такой, чтобы банковскими карточками могли воспользоваться жители самого отдаленного райцентра. Но пока сбои происходят даже в Минске. Когда программы заработают стабильно, без ошибок и перегрузов, только тогда систему можно считать полностью устойчивой и безопасной. Ситуация нуждается в серьезном, вдумчивом анализе. Все–таки речь идет о безопасности и надежности пластиковых карточек, а значит, денег сотен тысяч человек. Паралич системы провоцирует множество других неприятных последствий. От ее гибкости и зависит успешное решение подобных инцидентов.


А пока тенденция такова, что программные сбои в платежной системе — это глобальная проблема. К примеру, в начале года из–за серьезного сбоя в компьютерной системе немецких банков десятки миллионов человек не смогли получить наличные по своим карточкам. Выяснилось, что из–за ошибки программистов банкоматы не смогли «прочитать» наступивший 2010 год.


В то же время необходимо следить и за безопасностью денежных операций в интернете. В первую очередь в интересах пользователей. Ведь насколько уязвимы серверы крупных корпораций, не раз демонстрировали хакеры на пару с кардерами, оставляя серьезные организации и учреждения с носом. Сейчас эти вопросы актуальны как никогда. Каждый день тысячи людей только в нашей стране расплачиваются в сети за коммунальные услуги и покупают авиабилеты, делают заказы в интернет–магазинах и пиццериях. Но как защитить деньги от мошенников? Над решением этой проблемы сейчас работают специалисты.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter