О саммите по проблемам ядерной безопасности

И снова про ядра

О саммите по проблемам ядерной безопасности

Вчера в неформальной столице Нидерландов начался международный саммит по проблемам ядерной безопасности. В нем принимают участие представители более 50 государств, 5 тысяч делегатов и пять международных организаций. Уже само по себе такое представительство свидетельствует о мировой значимости этой встречи. Надо сказать, наша страна внесла весомый вклад в укрепление международной безопасности в области ядерного разоружения и контроля над вооружениями. И самое главное — Президент Александр Лукашенко стал первым, кто предложил создать в Центральной и Восточной Европе безъядерную зону. Сделано это было еще в 1996 году. А спустя 13 лет президент США предложил свой план уничтожения всего ядерного оружия на планете.


Возвращение к идее безъядерного мира, теперь уже на глобальном уровне, дало основание некоторым политологам назвать амбициозный план Обамы «ядерной весной». Увы, то, к чему он шел долгие пять лет и называл расцветом истинно безопасного мира, может быть разрушено собственными руками. Ядерная безопасность может быть отодвинута на второй план из–за событий в Украине.


Ирония судьбы заключается в том, что тема ядерной безопасности обсуждается под заявления «изолировать Россию». Более противоречивой, если не сказать абсурдной, ситуации в международной политике не придумаешь. Ведь Россия вместе с Соединенными Штатами были и остаются хребтом ядерной безопасности, и от их совместных действий зависит поведение всех остальных государств, стремящихся обзавестись «боевым атомом». К сожалению, последние события показывают, что число государств, стремящихся обладать ядерным оружием, будет только возрастать. По той простой причине, что они не видят других средств защиты на фоне того, как крупнейшие государства, признанные обеспечить баланс интересов, вступили в крупнейший геополитический конфликт. И чем сильнее будут звучать угрозы санкций, изоляции и прочие меры давления среди участников официального ядерного клуба, тем активнее будут стараться обзавестись ядерным оружием его неофициальные члены.


А ведь именно с этого — стремления ограничить расползание ядерного оружия — так прекрасно и начиналась «ядерная весна» Обамы. Этот план он разработал еще во время своей первой избирательной кампании и впервые объявил всему миру в Праге 5 апреля 2009 года. Стоит процитировать эти слова полностью: «Я провозглашаю стремление Америки добиваться уничтожения всего ядерного оружия на планете».


Среди аналитиков до сих пор идут споры о том, почему Обама решил посвятить себя тому, что многие называли утопией. Одни говорили, что Обаме не терпелось доказать, что он не зря получил Нобелевскую премию мира, присужденную авансом. Другие выдвигали более весомые аргументы, говоря, что Обама заступил на свой пост в условиях стратегического коллапса, к которому привел свою страну Буш–младший. Буш исходил из того, что нужно уничтожать все враждебные Соединенным Штатам режимы, в руки которых может попасть оружие массового поражения. К чему это привело? Режимы лишь ускорили работу над своими ядерными программами. Проблему надо было начинать решать с другого конца.


План Обамы начался с восстановления сотрудничества с Россией. В своем совместном заявлении Обама и тогда еще Президент Медведев изложили пошаговый процесс сокращения вооружений. В мире существует около 23 тысяч ядерных боеголовок, и 95 процентов из них принадлежат США и России. Кстати, не стоит преуменьшать значение оставшихся пяти процентов. К сожалению, развитие ядерных программ активным ходом идет в нестабильных регионах. В последние годы с десяток ближневосточных государств заявили о своей заинтересованности в развитии ядерных исследовательских программ. Так что нет ничего удивительного в совместных действиях Москвы и Вашингтона в политике ядерного нераспространения.


Нынешний саммит — уже третий на пути Обамы к безъядерному миру. Случайно или так было задумано, но предыдущие ядерные саммиты в Вашингтоне и Сеуле тоже проходили весной, в апреле и марте 2010 и 2012 годов.


Сегодня, когда Обама привез в Гаагу не только свою «ядерную весну», но и изоляционистскую политику против России, возникает много вопросов. Никакая изоляция России невозможна на фоне ее активного участия в работе международных посредников по иранской ядерной программе или урегулировании сирийского кризиса. А еще важнее то, что без взаимопонимания крупнейших держав «ядерная весна» может превратиться в «ядерную зиму». И это действительно предмет разговора для всех более чем 50 мировых лидеров — участников саммита. Что бы там ни говорили собравшиеся на его полях члены «семерки».


Советская Белоруссия №55 (24438). Вторник, 25 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter