Гвардии капитан вернулся домой

8 января на десятом километре Дороги жизни в Ленинградской области торжественно простились...

8 января на десятом километре Дороги жизни в Ленинградской области торжественно простились с обнаруженными здесь останками белоруса — командира эскадрильи 11–го гвардейского авиаполка, воевавшего на Ленинградском фронте, гвардии капитана Александра Титовца. А вчера их со всеми почестями захоронили в родной деревне Заспа Речицкого района, где о герое воздушных баталий ничего не знали все эти 70 лет.


Эта история возвращения похожа на те, о которых говорят — такого не бывает. В январе 2012 года на сайте программы «Жди меня» появилась заявка Александра Евдоченко из Саратовской области. Россиянин хотел узнать о фронтовике Александре Ивановиче Титовце, которому он приходится внучатым племянником. Эта заявка была внимательно прочитана в Беларуси ведущим инженером–конструктором Минского завода колесных тягачей Анатолием Митяненко, внештатным поисковиком–исследователем:


— Давно занимаюсь этим делом. Счет на тысячи фамилий. Как обычно, поднял информацию через российские базы данных. Вскоре получил расклад: уроженец деревни Заспа Речицкого района погиб 28 сентября 1942 года во Всеволожском районе под Ленинградом.


Практически в то же время неподалеку от местечка Приютино, на 6–м километре Дороги жизни, начинает поиски местный доброволец–энтузиаст Михаил Кельбин. На форуме поисковиков он прочитал, что именно здесь были замечены детали самолета, разбившегося во время войны. Михаил с друзьями отыскал место падения воздушного судна ЛаГГ–3...

Потребовался не один месяц, прежде чем волонтеры докопались до кабины. Подбитый самолет вошел в болото под углом 45 градусов и взорвался. Летчик погиб? Кто это был? Ответ нашли на глубине 2 метров, когда в руках у Кельбина оказался орден Красного Знамени и гвардейский значок. Их владелец 24–летний Александр Титовец, по всем архивным описаниям, летчик от бога. Заспенский парень прошел финскую, за которую и получил орден Красного Знамени. Потом бил врага под Ленинградом, охраняя Дорогу жизни. Удостоен ордена Красной Звезды. На его счету 235 боевых вылетов, 27 воздушных боев, 26 штурмовок аэродромов и колонн бронетехники, три сбитых самолета противника...


В Речицком районе начали искать близких погибшего авиатора. Председатель Заспенского сельисполкома Оксана Танкевич подняла всех местных Титовцов:


— Поначалу никто ничего не мог вспомнить. Однако вскоре раздался звонок от Анатолия Митяненко. Обнаружилась еще одна зацепка: летчик воспитывался в семье Евдоченко. Это ведь совсем другое дело! Я сама родом отсюда, дружила с их семьей.


Все сложилось по крупицам. Родители Александра умерли рано. Он рос в семье старшего брата Никифора Евдоченко. Однако парня почему–то записали на фамилию братовой жены, о чем мало кто знал.


В братском захоронении на сельском кладбище неподалеку от могил родных ныне упокоился прах героя. Почтить его память из разных уголков России и Беларуси приехали близкие люди. Но и это не финал военной биографии отдельно взятой белорусской семьи. Анатолий Митяненко близок к разгадке, где захоронены еще двое братьев–летчиков, погибших на войне...


Фото Дмитрия БЕЛЬКО.

 

Советская Белоруссия №5 (24388). Суббота, 11 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter