Гуляй, Голливуд!

Что такое «Оскар»?Колонка Татьяны Сулимовой

Что такое «Оскар»?


Накануне очередной церемонии вручения премий Американской киноакадемии в информационное пространство вкачивают кубометры всевозможных новостей. Представляют картину–фаворитку, следом за ней — состав из лент, которые тоже могут претендовать на право овладеть золотым мальчиком, забравшимся на бобину с кинопленкой и благостно сложившим ручки на рукоятке меча. Сколько людей спит неспокойно сейчас? Представляю... Брэд Питт дает скобленное ложечкой яблочко своим близнецам, а сам думает, что сказать, если выгорит. «...Благодарю всех членов киноакадемии, маму, папу, свою жену, своих детей...» На всякий пожарный все придумывают благодарственный текст. Кто–то — пафосный, кто–то — краткий спич. Перед зеркалом репетируют... Интересно, а им потом стыдно за свои фантазии? Представляли на сцене кинотеатра «Кодак» себя, ухватившими за бедра трехкилограммового позолоченного парня из британниума, а тут — раз! — и вместо картины «Загадочная история Бенджамина Баттона» академики выбрали индийскую ленту «Миллионер из трущоб»... Или вот Кейт Уинслет — она почти уверена, что состоящее в основном из актеров киноакадемическое сообщество ей отдаст премию (за роль неграмотной немки в ленте «Чтец»), а тут — раз! — и в конверте окажется фамилия той же Джоли с фильмом «Подмена». Хотя вряд ли...


Я сама с удовольствием слежу за околооскаровскими страстями. За свою жизнь тоже ведь придумала много корпоративных вечеринок, но чтоб такую... Крутую. Тематическую. «Гуляй, Голливуд...» Сколько пирожных недоедено, сколько тренажеров сломано, сколько шелков перевел Армани в попытке скроить неповторимые наряды для кинодив, лучшие повара планеты скупают трюфели, белужью икру, а сомелье подбирают вина к праздничному столу...


На фоне этой суматохи всегда находится кто–нибудь, кто заявит: «Плевать я хотел на «Оскар»! Никогда не ходил и опять не пойду!» Это Вуди Аллен обычно говорит. Ну а Пенелопа Крус так нежно треплет его за рукавчик: «А можно я пойду... Меня там за роль второго плана в нашей ленте «Вики Кристина Барселона» могут наградить...» Он ее, безусловно, отпустит. Молодая, горячая — пусть развлечется. Вуди любит баловать своих муз.


Оно, конечно, верно. Столько работы проделано! Нужно похвалить лучших, раздать «Оскары»... Но дело в том, что обычно кино рождает фестивали и премии. Когда–то так было. Наш с вами соотечественник Луис Майер, сын эмигранта из Пинска Якова Меира, увлекся кинематографом. Ну не захотел человек быть достойным продолжателем семейного бизнеса по сбору утиля! Открыл сеть кинотеатров в Америке и стал подумывать о том, чтобы замкнуть бизнес на себе. Ему помог Сема Голдвин (говорят, и он из Беларуси) — и в скором времени на экранах зарычал лев. Это была фирменная заставка студии «Метро–Голдвин–Майер». Теперь они сами снимали и сами показывали... Не хватало только возможности самих себя за это хвалить. Вот и сообразили устроить праздник для лучших из лучших. Так в 1929 году народилась идея кинопремии со всеми присутствующими ныне атрибутами — вскрытием конвертов на сцене, нарядами и пафосными фанфарами. На этом цикл замкнулся. Но...


Для чего снимают кино? Обычно это делается по любви или по расчету. Каждый год в Голливуде создаются фильмы специально под «Оскар». Главным образом это драмы (в крайнем случае трагикомедии, желательно с социальным подтекстом). На участие в подобных проектах звезды легко соглашаются, даже если кино не принесет прибыли. Продюсеры стараются выпустить эти ленты в правильное время: не слишком рано (а то забудут) и не слишком поздно (чтобы ничего не пропустить). Их целевая аудитория — киноакадемики... Неромантично? Не расстраивайтесь, всегда находятся среди номинантов и те, кто попал в «Кодак» по любви. Как мне кажется, лента «Миллионер из трущоб» режиссера Дэнни Бойла — дитя любви. Дэнни ведь начинал как театральный режиссер, а театральные режиссеры в душе бессребреники. Так повелось.


Несмотря на то, что «Оскар» — американская забава, все равно во многих европейских странах будут смотреть эту церемонию. И не только в европейских. Русские будут ждать, что лента Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» возьмет премию за лучший звук и монтаж звука, и сожалеть, что «Русалка» не попала в номинанты. В Австралии погрустят, что «Австралия» затонула, а Кидман вообще решила уйти из кино. В общем, всем будет о чем поговорить. А у кинематографа какая великая миссия? Извлечь массы из уныния, отвлечь и развлечь.


«Ку–ку», — говорит нам новая лента. И мы побежали в кинотеатр...


22 февраля будет проведена 82–я церемония вручения «Оскаров». Белорусских лент там не представлено. Зато мы хорошо знаем, кто все так хорошо придумал в Голливуде.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter