Грузите обещания брикетами

Неожиданным дефицитом стал сегодня обычный торфобрикет в Житковичском районе.
Неожиданным дефицитом стал сегодня обычный торфобрикет в Житковичском районе. Люди вынуждены экономить на отоплении домов, мерзнуть и ждать теплых дней. "Конечно, можно обойтись дровами. Но топить дровами котел неэффективно. Да и неудобно - приходится ночью вставать, чтобы охапку подкинуть. Особенно тяжело без торфобрикета старикам", - жалуются в гомельский корпункт "СБ" читатели из Житковичей.

Что и говорить, странная ситуация, учитывая, что в Житковичском районе есть свое торфопредприятие, активно экспортирующее торфобрикет в Швецию и обеспечивающее топливом 14 районов области (наряду с другими поставщиками). И нелепая - поскольку в других районах Гомельской области этого вида топлива в избытке и подобной проблемы не существует.

"Действительно, в этом году впервые за много лет мы не можем обеспечить всех желающих торфобрикетом, - подтверждает жалобы читателей директор Житковичского филиала КУП "Гомельоблтопливо" Владимир Неброев. - За несколько месяцев у нас скопилось много заявок - торфобрикет хотели бы приобрести более 500 домовладельцев. В наш район торфобрикет поступает только от одного производителя - республиканского производственного торфопредприятия "Житковичское". В отличие, например, от Рогачева, который снабжают шесть поставщиков, - объясняет ситуацию Владимир Федорович Неброев. - И при этом наше торфопредприятие постоянно снижает объемы поставок внутри района и не выполняет условий договора. Оно больше работает на экспорт, чем на обеспечение топливом своих земляков. В частности, в Швецию поставляется около 3 тысяч тонн торфобрикета ежемесячно, а для Житковичей в январе мы получили 330 тонн, хотя рассчитывали не менее чем на 800 тонн. Естественно, что в первую очередь мы были вынуждены обеспечить этой поставкой котельные школ, детских садов и других социально значимых организаций. В итоге для населения практически ничего не осталось. По большому счету, если торфопредприятие не может в ущерб экспорту выполнять договор с Житковичским районом, стоило бы пересмотреть план распределения торфобрикета в другие районы области, где этого вида топлива предостаточно. Или - другой вариант - Житковичи могли бы заключить договор с иными поставщиками. Но это не выгодно районному бюджету - существенно возрастают транспортные расходы на доставку брикета. Мы пробовали разные варианты. В конечном итоге я доходил со своими предложениями до концерна "Белтопгаз", но каждый раз будто бы упирался в глухую стену. Вот на днях пришла телефонограмма из КУП "Гомельоблтопливо", в которой сообщается о решении перераспределить торфобрикет между районами в нашу пользу. Я передал ее дирекции торфозавода. Но никакой реакции не последовало. Брикета как не было, так и нет".

"Какая телефонограмма? - с удивлением отреагировал на мой вопрос об изменении плана поставок заместитель директора РПУТП "Житковичское" Казимир Томашев. - Разнарядка по снабжению торфобрикетом разрабатывается исключительно в концерне "Белтопгаз". К тому же для Житковичей у нас всегда самая большая по объему разнарядка среди всех внутриреспубликанских. В прошлом году мы поставили этому району свыше того, что они просили. А если сейчас недостаточно - райисполком должен обратиться в концерн "Белтопгаз" с просьбой изменить план поставок.

Что же касается экспорта - он нам сегодня не столь выгоден, сколько продажа внутри страны. Посудите сами: в 2002 году, когда мы заключили контракт на поставку торфобрикета в Швецию, одна "экспортная" тонна приносила нам 18 долларов. Эта цена равнялась внутриреспубликанской. Со временем стоимость брикета на рынке Беларуси почему-то выросла до 25,3 доллара. Мы сумели повысить и экспортную цену, но - до 21,8 доллара. Больше не получается. Прервать или изменить контракт до 2006 года не удастся. Тем более мы включены в республиканскую программу экспорта. Поэтому увеличить поставки Житковичам за счет уменьшения объема экспорта тоже, увы, не получится".

Вот и замкнулся круг. Очевидно, что дефицит торфобрикета в Житковичах искусственный. Но чтобы его преодолеть, оказывается, нужно запустить тяжелый бюрократический маховик всевозможных бумаг, согласований. А ведь ситуация проста: люди хотят купить торфобрикет - обычный и дешевый, местный вид топлива. Люди мерзнут. И не понимают: как это в Житковичах, полесском городке, нет торфобрикета?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter