Беларусь выступила инициатором использования гривны во взаимных внешнеторговых расчетах с Украиной

Гривна, возможно, потеснит доллар

В конце минувшей рабочей недели в Чернигове состоялось очередное, 23–е заседание межправительственной белорусско–украинской смешанной комиссии по вопросам торгово–экономического сотрудничества. Мероприятие по многим статьям обычное — такого рода рабочие встречи с различными странами и регионами и Беларусь, и Украина проводят по нескольку десятков в год. Но на этот раз самую главную новость активно комментировали многие мировые СМИ — обе страны намерены активнее использовать во взаимных внешнеторговых расчетах... гривну. Причем инициатором этой схемы выступила наша сторона. 



В Правительстве сделали важную поправку: переход внешней торговли с Украиной исключительно в «гривневый» формат — решение еще не окончательное. Стороны пока договорились рассмотреть как плюсы, так и минусы этого шага. К тому же раз уж наши предприятия намерены более активно использовать украинскую валюту, то впору ожидать от партнеров ответного реверанса —– более благосклонного отношения к белорусскому рублю. Кстати, отдельные наши предприятия тяжелой промышленности уже активно торгуют за гривны. Они перешли на расчеты с партнерами в этой валюте примерно в апреле текущего года. Пока никто не жаловался.

Главный вопрос: есть ли для нас прок в использовании не самой сильной во многих смыслах валюты, которая за последний год ослабла на 280 процентов? Оказывается, да.

— Самое главное, что расчеты в гривнах позволили бы обеим странам экономить с таким трудом зарабатываемые доллары, — указывает на важный момент декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев. — Использование украинской валюты, безусловно, позволит нам увеличить товарооборот между Украиной и Беларусью и активизировать просевшую было нашу внешнюю торговлю.

Торговые дела между двумя странами, которые давно называют друг друга стратегически важными партнерами, действительно в последнее время идут не слишком хорошо. Причиной тому стал не только экономический кризис в нашем регионе, но и внутренние неурядицы страны–соседки. По итогам января — апреля нынешнего года наш взаимный товарооборот составил 950,8 млн. долларов, что составило всего 53,4 процента от тех объемов, которые были зафиксированы в начале 2014 года. Конечно, сальдо внешней торговли оказалось для Беларуси положительным (427 млн. долларов), но признать стоит: и импорт, и экспорт сократились почти вполовину.

Понятно, что теперь украинские предприятия, которые были заинтересованы в покупке белорусской техники, но не хотели бы тратить на нее «драгоценные» доллары и евро, будут более расположены совершать покупки. К тому же гривна как единица расчетов выгодна Беларуси, так как расчеты в этой валюте снижают для нас риск неплатежей. Дебиторская задолженность в торговле с украинскими предприятиями, к сожалению, в последнее время стала частым явлением.

— Наверное, вопрос, в какой валюте торговать с партнерами, все же следовало бы оставить на усмотрение субъектов хозяйствования. Ведь ситуация в экономике Украины очень тяжелая и курс гривны к доллару очень серьезно просел. Однако почему бы и не использовать такую возможность? Если законодательно создать все условия, предприятия, вероятно, и сами пожелают использовать слабую гривну при расчетах с украинскими компаниями, — предполагает финансовый аналитик Валерий Полховский. При этом он указывает на важный момент: при таких сделках было бы неплохо задействовать механизмы страхования валютных рисков. А с учетом того, что этот рынок у нас многие годы находится в зачаточном состоянии, это может подтолкнуть его к развитию.

Стоит признать, наша страна во внешней торговле в последнее время активно осваивает альтернативные американскому доллару валюты при экспортно–импортных сделках. Например, китайские юани после знакового визита в мае нынешнего года Председателя КНР Си Цзиньпина потекли к нам по сделкам СВОП. Хотя и до этого поток нельзя было назвать слабым. Схема проста: мы китайцам поставляем белорусские рубли, они нам по курсу свою валюту, и за эти деньги мы активно покупаем друг у друга товары и услуги. А вот переход на российские рубли в торговле с Россией не может осуществиться уже многие годы — газ и нефть партнеры упорно продают нам за доллары.

— Вот если бы «Газпром» и российские нефтяники перешли бы на свою валюту в торговле с Беларусью, то от этого точно выиграли бы обе стороны, — считает Михаил Ковалев.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 141 (24771). Вторник, 28 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter