Градус напряжения

Спектаклем бывшего главного режиссера Натальи Башевой «Тарас на Парнасе» Белорусский республиканский театр юного зрителя начал свой новый, 55–й сезон на площадке Дома литератора...

Спектаклем бывшего главного режиссера Натальи Башевой «Тарас на Парнасе» Белорусский республиканский театр юного зрителя начал свой новый, 55–й сезон на площадке Дома литератора. Начал в непростых условиях: здание по улице Энгельса закрыто на капитальный ремонт, который будет закончен только в 2013 году. Тем не менее это обстоятельство не отменило ни премьер, ни боевого духа труппы.


Технической базой ТЮЗа стал кинотеатр «Электрон», расположенный недалеко от МКАД, что не добавляет оптимизма и наводит на мысль: неужели детскому театру нельзя было найти на время ремонта хорошую площадку для декораций и технического оборудования где–нибудь в центре? Еще больше вопросов возникает после того, как появилась информация, что и «Электрон» у ТЮЗа собираются отобрать. Напомним, вместе с ТЮЗом закрыты на реконструкцию Купаловский и Молодежный театры. Площадок не хватает, но театральный конвейер не может останавливаться, поэтому уже более двух лет детский театр играет свои спектакли в самом центре города — в Доме литератора.


Правда, техническое оснащение этой площадки оставляет желать лучшего: можно ли играть профессиональные спектакли без профессионального освещения? Могут ли зрители получить удовольствие от действа, если сидят в зале в шубах и шапках? В общем, репертуарную политику ТЮЗа, сформулированную когда–то режиссером Андреем Андросиком: «Театр юного зрителя — наш семейный театр», сегодняшняя ситуация проверяет на прочность.


— Почти 2 года мы не работаем на своей родной сцене, и это действительно проблема, — без лишних эмоций реконструирует ход событий директор театра Юрий Кулик. — Первоначальную сметную стоимость ремонта нам урезали с 60 млрд. рублей до 37,5 млрд. Это значит, нужно было вносить изменения в архитектурное решение. С трудом мы нашли подрядчика из Гродно, готового выполнить работы за такую цену. Но на это ушел год. У нас часто говорят: «Все лучшее — детям», но мы столкнулись с тем, что на самом деле это лучшее выделяется по крохам.


Даже после того как нам урезали сумму, мы получим наверняка не шикарный, но нормальный приличный театр с хорошей сценой. Планируется, что работы закончатся в 2013 году. То есть еще 3 года мы будем работать на других площадках, но здесь нас тоже ожидали свои сюрпризы.


Наше старое помещение мы покинули уже окончательно и переехали в «Электрон». Городские власти вложили немало денег, чтобы произвести там ремонт: сделан зал, сцена, на которой можно репетировать и сдавать спектакли, мы перевезли туда наши кресла. Но вот совершенно неожиданно получаем письмо из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с просьбой освободить здание к январю, так как министерство планирует сделать там свой музей. Это был такой шок для нас! По условиям аренды мы могли там находиться до апреля. Надеюсь, что это всего лишь недоразумение и общими усилиями мы его решим в самое ближайшее время.


В здании, в котором мы работаем сегодня — Доме литератора, тоже есть свои проблемы: прошлой зимой температура в зрительном зале не поднималась выше 12 градусов. Я, честно говоря, не предполагал, что такое может быть, просто блокадный Ленинград — дети с родителями сидели в шапках и шубах, а на сцене актрисы в легких платьях разыгрывали «Дюймовочку».


Но плановые показатели надо выполнять, и мы мужественно это преодолели. Кстати, несмотря на то что количество мест из–за переезда уменьшилось с 400 до 200, с планом у нас все в порядке. Заполняемость зала — 90 процентов. Но если ситуация с аномальным холодом повторится и в этом году — мы просто не будем играть. Выполнение плана — это, конечно, хорошо, но нам нужно думать о детях. Я как директор не пойду на то, чтобы в сегодняшнее время юные зрители находились в зрительном зале при 12 градусах. Это ненормально. Это тогда не театр.


Нового главного режиссера театра Владимира Савицкого хозяйственные проблемы не пугают. Уже сейчас идет работа над 4 премьерами. В планах театра — Алексей Арбузов, Дарио Фо, Альдо Николаи, Франтишек Алехнович, другие известные имена драматургов. В этих проектах сейчас занята большая часть труппы, как молодежь, так и зрелые мастера ТЮЗа.


— Я не разделяю театр на взрослый и детский, — подытожил Владимир Савицкий. — Это моя принципиальная позиция. Театр или есть, или нет. Мне хочется продолжить идею «семейного театра» Андрея Андросика. И прошлые заслуги ТЮЗа я не собираюсь перечеркивать. Коллектив с такой биографией не может начинаться с чистого листа. Не все так плохо: две сцены — это замечательно! Мы запустили 4 спектакля, вся труппа работает. Даже в таких условиях надо формировать достойную вечернюю афишу — этого заслуживают и актеры, и зрители.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter