— Нам нужны действительно государственные люди. Будут кадры — тогда будет и система работать. Поступая на службу, человек должен понимать, что его главная обязанность — служить стране и белорусскому народу.
![](/upload/iblock/4ef/4efc813ea1e8458518d32360732ee8ae.jpg)
Системные решения
Проект нового закона «О государственной службе» был подготовлен по поручению Президента. Над документом работали не только представители госорганов, но и ученые, эксперты. Законопроект уже прошел первое чтение в Парламенте, но до его рассмотрения во втором чтении планировалось обсудить с Главой государства ключевые положения вместе с подготовленными в его развитие проектами указов.— Нам нужно быть абсолютно уверенными в правильности задаваемых направлений развития государственной службы, — сказал Александр Лукашенко.
Обращаясь к участникам совещания, Президент подчеркнул, что госслужба является важнейшим общественным институтом, а от ее эффективности напрямую зависит успешное развитие страны, повышение качества и уровня жизни граждан:
— За прошедшие более чем четверть века с момента обретения независимости нам удалось выстроить стройную вертикаль власти, сформирован компактный государственный аппарат, обеспечена необходимая исполнительская дисциплина.
В результате даже в самых непростых ситуациях система госуправления функционирует четко и слаженно. Лучшим тому подтверждением является консолидация госслужащих и их работа в условиях прошлого года. Это была все-таки лакмусовая бумажка.Именно поэтому речь сегодня идет не о сломе системы или ее кардинальном реформировании. Основную задачу законопроекта белорусский лидер обозначил так:
— Придать импульс дальнейшему развитию того, что есть — современной системе государственной службы. Считаю, что самое важное в этой связи — кадры. Нужно привлечь в госаппарат не просто квалифицированных и целеустремленных специалистов, способных оперативно решать важные задачи. Нам нужны действительно государственные люди.
![](/upload/iblock/4c4/4c4ed92059576a03126de3472d5eb48d.jpg)
Статус и ответственность
Особое значение в этой связи приобретает морально-этический облик госслужащего, его поведение как на работе, так и в быту. Понятно, что обеспечение высокого статуса и престижности профессии невозможно без социально-правовых гарантий. Однако эти гарантии, подчеркнул Александр Лукашенко, должны строго соотноситься с обязанностями и ответственностью каждого сотрудника:— И здесь не должно быть какого-то перехлеста: если госслужащий, значит, растопырил пальцы, как некоторые у нас ипэшники, айтишники и прочие сторонники олигархата. Он просто должен быть скромным, порядочным человеком и в плане материального обеспечения.
Госслужащий — это не значит, что в 10 раз зарплата выше. Но все должно быть достойно. Чтобы не было этого контраста, как в советские времена при Горбачеве: секретарям райкомов, обкомов и прочим зарплату подняли в два раза и сразу вызвали агрессию у народа, потому что народ жил непросто. То есть вот тут привязанность должна быть к народу.С другой стороны, обратил внимание Глава государства, и нищими госслужащие тоже не должны ходить:
— Тогда, может быть, меньше и коррупции будет. Хотя я не сторонник того, что, если кому-то дать большую зарплату, значит, он взятки напрочь перестанет брать. Всегда денег мало. Но уже будет думать: «Возьму взятку — не только выгонят, посадят. А тут все-таки нормальная зарплата, служба и так далее». Поэтому эти вопросы надо четко определить и обозначить.
![](/upload/iblock/088/0881dfa2b8156b524cdab24ede83d812.jpg)
О том, что вместе со статусом госслужащих возрастут и требования к ним, Президент говорил еще на Всебелорусском народном собрании. Это касается в том числе и исполнительской дисциплины. Президент, в частности, высказал нарекания относительно работы по перерегистрации некоммерческих организаций:
— Уже больше месяца прошло — я не вижу реакции со стороны Администрации Президента и присутствующих. Вы что, ждете новой волны? Нам уже политологи, наши сторонники (депутаты и другие) пальцем показывают, уже требуют: «Вы «зачистите» общество, мы видим, что происходило». А мы чего ждем? Вы же знаете, что через эти структуры идет финансирование этих бандитов внутри страны.
Со знаком отличия
На совещании Президент поднял вопрос о том, чтобы предусмотреть в законопроекте отличительные знаки для госслужащих. По его мнению, такие люди в обществе, в обыденной жизни должны четко выделяться. К примеру, это может быть значок государственного флага. При этом Глава государства поделился:— У нас некоторые депутаты, по моим наблюдениям (я же не пристально за этим наблюдаю), не носят депутатские значки… То ли стесняются, то ли боятся выйти в народ с этим значком… Я не зря это говорю, потому что я с этим столкнулся в те времена (после распада Советского Союза), когда с депутатским значком — я его никогда не снимал — было как-то не с руки быть в обществе.
![](/upload/iblock/839/839082235b1a6f5e0421ea6811827451.jpg)
Президент пояснил свою позицию о том, что госслужащий должен как-то выделяться в обществе, так:
— Народ должен видеть, что это — государственный человек. Как военный. Военные люди, когда идут в погонах, видно, что это военные. Почему я на этом настаиваю? Потому что к военному или милиционеру человек, в случае чего, сразу обратится за помощью. Так и здесь...
По мнению Александра Лукашенко, это — тест для госслужащего:
— Если ты государственный служащий, ты должен внешне выделяться в обществе для того, чтобы к тебе могли обратиться люди за помощью, советом, поддержкой... И второе — это тест для любого государственного служащего. Он должен гордиться тем, что он государственный служащий. В противном случае не надо ему быть государственным служащим.
Александр Лукашенко поинтересовался у разработчиков документа, насколько новый закон будет отвечать текущим и перспективным требованиям государства и общества, какие предусмотрены подходы для достижения баланса дисциплины, ответственности госслужащих и повышения престижа государственной службы:
— Еще раз подчеркну свои требования: права и обязанности госслужащих, правила их поведения должны быть сродни военным, а, может быть, где-то даже и выше. Но палку перегнуть, конечно, ни в коем случае нельзя.Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко на совещании отметил, что действующий закон о государственной службе принят в 2003 году:
— Учитывая то, как изменился мир, какие вызовы ставит перед государством время, мы видим, что вопрос совершенствования государственной службы актуален как никогда.
![](/upload/iblock/81f/81feb4b144c3cb75912031a235573226.jpg)
События прошлого года показали, что выстроенная система государственного управления эффективна и сильна. Но не менее сильны возрастающие в последние годы угрозы и риски, которые требуют принятия соответствующих мер для защиты нашей государственности и суверенитета.
Игорь Сергеенко напомнил, что три года назад по поручению Главы государства была создана рабочая группа и в последующем на площадках Совета Республики, Администрации Президента,
Академии управления неоднократно проходили обсуждения новой редакции закона о госслужбе и разработанных в ее развитие проектов указов:
— Законодательные новеллы направлены на повышение эффективности деятельности государственных органов, престижа государственной службы и, что немаловажно, качества подбора государственных служащих.
![](/upload/iblock/22b/22b98fe7b5ed189e9fa14146582b0fb5.jpg)
Продолжение следует
Более подробно о предлагаемых новациях Глава Администрации Президента рассказал журналистам уже после совещания. Сразу же подчеркнул главное:— Не надо полагать, что суть законопроекта сводится к тому, что он будет давать какие-то преференции или льготы. В большей степени повышается требовательность к госслужащим.Планируется закрепить в законодательстве три вида госслужбы: государственная гражданская, военная и служба в военизированных организациях (в МВД, МЧС, Следственном комитете и так далее).
— Закладываются общие принципы и требования к государственным служащим. Унифицируются подходы, связанные с определением классности, званий, чинов. Вводится оценка эффективности государственного служащего. Правила служебной этики будут четко регламентированы, как и поведение не только на службе, но и в нерабочее время. Государственный служащий должен быть примером для всех граждан нашей страны, — подчеркнул Игорь Сергеенко.
Что касается социально-правовых гарантий, то здесь фундаментальных изменений не планируется. Однако некоторые новшества коснутся исчисления стажа госслужбы. Например, для тех, кто придет на госслужбу, проработав какое-то время в руководстве сельхозпредприятий, других организаций, стаж работы на прежней должности будет частично засчитываться в стаж работы на госслужбе.
![](/upload/iblock/440/44092436b45d61fda834af4a85837698.jpg)
— Не секрет, что к нам приходят на работу патриотичные, преданные люди в возрасте 40 лет и более, проработав руководителями организаций, и к выходу в отставку у них не набирается стаж госслужбы. Вот такие технические тонкости в новом законе будут учтены, — пояснил Глава Администрации Президента.
В целом, по его словам, на совещании состоялся живой обстоятельный разговор. И точка в нем еще не поставлена. Работа по совершенствованию законодательства будет продолжена и среди парламентариев, и на уровне экспертного общества с тем, чтобы на госслужбу приходили ответственные профессионалы и настоящие патриоты.
konoga@sb.by
konon@sb.by
Фото БЕЛТА