Статус госслужащих и усиление требований к кадрам. Президент провел совещание по вопросам совершенствования законодательства о госслужбе

Госслужба: служить стране и народу

Система госуправления в стране сегодня работает четко и слаженно. Вместе с тем нужен новый импульс для ее дальнейшего развития. В четверг во Дворце Независимости прошло совещание по вопросам совершенствования законодательства о государственной службе. Мероприятие стало промежуточным звеном в текущем процессе, разработчики законопроекта, что называется, сверили часы. Сегодня, как, впрочем, и всегда, на первое место выходят кадры — профессионалы своего дела и патриоты. Александр ­Лукашенко так прокомментировал требование к ним:
— Нам нужны действительно государственные люди. Будут кадры — тогда будет и система работать. Поступая на службу, человек должен понимать, что его главная обязанность — служить стране и белорусскому народу.

Системные решения

Проект нового закона «О государственной службе» был подготовлен по поручению Президента. Над документом работали не только представители госорганов, но и ученые, эксперты. Законопроект уже прошел первое чтение в Парламенте, но до его рассмотрения во втором чтении планировалось обсудить с Главой государства ключевые положения вместе с подготовленными в его развитие проектами указов.

— Нам нужно быть абсолютно уверенными в правильности задаваемых направлений развития государственной службы, — сказал Александр Лукашенко.

Обращаясь к участникам совещания, Президент подчеркнул, что госслужба является важнейшим общественным институтом, а от ее эффективности напрямую зависит успешное развитие страны, повышение качества и уровня жизни граждан:

— За прошедшие более чем четверть века с момента обретения независимости нам удалось выстроить стройную вертикаль власти, сформирован компактный государственный аппарат, обеспечена необходимая исполнительская дисциплина. 
В результате даже в самых непростых ситуациях система госуправления функционирует четко и слаженно. Лучшим тому подтверждением является консолидация госслужащих и их работа в условиях прошлого года. Это была все-таки лакмусовая бумажка.
Именно поэтому речь сегодня идет не о сломе системы или ее кардинальном реформировании. Основную задачу законопроекта белорусский лидер обозначил так:

— Придать импульс дальнейшему развитию того, что есть — современной системе государственной службы. Считаю, что самое важное в этой связи — кадры. Нужно привлечь в госаппарат не просто квалифицированных и целеустремленных специалистов, способных оперативно решать важные задачи. Нам нужны действительно государственные люди.


Статус и ответственность

Особое значение в этой связи приобретает морально-этический облик госслужащего, его поведение как на работе, так и в быту. Понятно, что обеспечение высокого статуса и престижности профессии невозможно без социально-правовых гарантий. Однако эти гарантии, подчеркнул Александр Лукашенко, должны строго соотноситься с обязанностями и ответственностью каждого сотрудника: 

— И здесь не должно быть какого-то перехлеста: если госслужащий, значит, растопырил пальцы, как некоторые у нас ипэшники, айтишники и прочие сторонники олигархата. Он просто должен быть скромным, порядочным человеком и в плане материального обеспечения. 
Госслужащий — это не значит, что в 10 раз зарплата выше. Но все должно быть достойно. Чтобы не было этого контраста, как в советские времена при Горбачеве: секретарям райкомов, обкомов и прочим зарплату подняли в два раза и сразу вызвали агрессию у народа, потому что народ жил непросто. То есть вот тут привязанность должна быть к народу.
С другой стороны, обратил внимание Глава государства, и нищими госслужащие тоже не должны ходить:

— Тогда, может быть, меньше и коррупции будет. Хотя я не сторонник того, что, если кому-то дать большую зарплату, значит, он взятки напрочь перестанет брать. Всегда денег мало. Но уже будет думать: «Возьму взятку — не только выгонят, посадят. А тут все-таки нормальная зарплата, служба и так далее». Поэтому эти вопросы надо четко определить и обозначить.


О том, что вместе со статусом госслужащих возрастут и требования к ним, Президент говорил еще на Всебелорусском народном собрании. Это касается в том числе и исполнительской дисциплины. Президент, в частности, высказал нарекания относительно работы по перерегистрации некоммерческих организаций: 

— Уже больше месяца прошло — я не вижу реакции со стороны Администрации Президента и присутствующих. Вы что, ждете новой волны? Нам уже политологи, наши сторонники (депутаты и другие) пальцем показывают, уже требуют: «Вы «зачистите» общество, мы видим, что происходило». А мы чего ждем? Вы же знаете, что через эти структуры идет финансирование этих бандитов внутри страны.

Со знаком отличия

На совещании Президент поднял вопрос о том, чтобы предусмотреть в законопроекте отличительные знаки для госслужащих. По его мнению, такие люди в обществе, в обыденной жизни должны четко выделяться. К примеру, это может быть значок государственного флага. При этом Глава государства поделился: 

— У нас некоторые депутаты, по моим наблюдениям (я же не пристально за этим наблюдаю), не носят депутатские значки… То ли стесняются, то ли боятся выйти в народ с этим значком… Я не зря это говорю, потому что я с этим столкнулся в те времена (после распада Советского Союза), когда с депутатским значком — я его никогда не снимал — было как-то не с руки быть в обществе.


Президент пояснил свою позицию о том, что госслужащий должен как-то выделяться в обществе, так:

— Народ должен видеть, что это — государственный человек. Как военный. Военные люди, когда идут в погонах, видно, что это военные. Почему я на этом настаиваю? Потому что к военному или милиционеру человек, в случае чего, сразу обратится за помощью. Так и здесь...

По мнению Александра Лукашенко, это — тест для госслужащего:

— Если ты государственный служащий, ты должен внешне выделяться в обществе для того, чтобы к тебе могли обратиться люди за помощью, советом, поддержкой... И второе — это тест для любого государственного служащего. Он должен гордиться тем, что он государственный служащий. В противном случае не надо ему быть государственным служащим.

Александр Лукашенко поинтересовался у разработчиков документа, насколько новый закон будет отвечать текущим и перспективным требованиям государства и общества, какие предусмотрены подходы для достижения баланса дисциплины, ответственности госслужащих и повышения престижа государственной службы:
— Еще раз подчеркну свои требования: права и обязанности госслужащих, правила их поведения должны быть сродни военным, а, может быть, где-то даже и выше. Но палку перегнуть, конечно, ни в коем случае нельзя.
Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко на совещании отметил, что действующий закон о государственной службе принят в 2003 году:

— Учитывая то, как изменился мир, какие вызовы ставит перед государством время, мы видим, что вопрос совершенствования государственной службы актуален как никогда. 


События прошлого года показали, что выстроенная система государственного управления эффективна и сильна. Но не менее сильны возрастающие в последние годы угрозы и риски, которые требуют принятия соответствующих мер для защиты нашей государственности и суверенитета.

Игорь Сергеенко напомнил, что три года назад по поручению Главы государства была создана рабочая группа и в последующем на площадках Совета Республики, Администрации Президента,

Академии управления неоднократно проходили обсуждения новой редакции закона о госслужбе и разработанных в ее развитие проектов указов:

— Законодательные новеллы направлены на повышение эффективности деятельности государственных органов, престижа государственной службы и, что немаловажно, качества подбора государственных служащих.

Продолжение следует

Более подробно о предлагаемых новациях Глава Администрации Президента рассказал журналистам уже после совещания. Сразу же подчеркнул главное:
— Не надо полагать, что суть законопроекта сводится к тому, что он будет давать какие-то преференции или льготы. В большей степени повышается требовательность к госслужащим.
Планируется закрепить в законодательстве три вида госслужбы: государственная гражданская, военная и служба в военизированных организациях (в МВД, МЧС, Следственном комитете и так далее).

— Закладываются общие принципы и требования к государственным служащим. Унифицируются подходы, связанные с определением классности, званий, чинов. Вводится оценка эффективности государственного служащего. Правила служебной этики будут четко регламентированы, как и поведение не только на службе, но и в нерабочее время. Государственный служащий должен быть примером для всех граждан нашей страны, — подчеркнул Игорь Сергеенко.

Что касается социально-правовых гарантий, то здесь фундаментальных изменений не планируется. Однако некоторые новшества коснутся исчисления стажа госслужбы. Например, для тех, кто придет на госслужбу, проработав какое-то время в руководстве сельхозпредприятий, других организаций, стаж работы на прежней должности будет частично засчитываться в стаж работы на госслужбе.


— Не секрет, что к нам приходят на работу патриотичные, преданные люди в возрасте 40 лет и более, проработав руководителями организаций, и к выходу в отставку у них не набирается стаж госслужбы. Вот такие технические тонкости в новом законе будут учтены, — пояснил Глава Администрации Президента.

В целом, по его словам, на совещании состоялся живой обстоятельный разговор. И точка в нем еще не поставлена. Работа по совершенствованию законодательства будет продолжена и среди парламентариев, и на уровне экспертного общества с тем, чтобы на госслужбу приходили ответственные профессионалы и настоящие патриоты.

konoga@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter