На прошлой неделе Госсекретарь Союзного государства дал подробное интервью телеканалу Russia Today

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота - в эксклюзивном интервью телеканалу Russia Today (RT): "Мы должны из всего делать выводы"

На прошлой неделе Госсекретарь Союзного государства дал подробное интервью телеканалу Russia Today...

На прошлой неделе Госсекретарь Союзного государства дал подробное интервью телеканалу Russia Today. С разрешения телеканала RT мы предлагаем его сегодня вниманию читателей "СОЮЗа"


- Григорий Алексеевич, как вы считаете, известный калийный конфликт чисто экономический или все-таки политический?


- Можно было бы отнести его к категории чисто экономических [конфликтов], потому что есть два хозяйствующих субъекта, которые находятся в некотором взаимодействии, и в результате действия одного из них произошло то, что произошло, если бы не одно обстоятельство. С белорусской стороны это предприятие ("Белорусская калийная компания") государственное, поэтому всякий конфликт, который мог бы носить чисто экономический характер, задевает интересы государственные. И поэтому чисто экономическим его назвать очень трудно.


Вот произошел такой конфликт, никто не исключает, что во взаимодействии таких хозяйствующих субъектов, каких-то предприятий, могут возникнуть аналогичные ситуации. Мы живем в рыночной экономике, и поэтому предприятия имеют достаточно большую долю самостоятельности. Они могут принимать какие-то решения, которые в силу, может быть, не злого умысла, а каких-то обстоятельств очень серьезно задевают экономические интересы другой стороны.


Это может произойти с любыми двумя взаимодействующими государствами.


И Россия, и Беларусь в этом смысле не исключения. Мы должны решить задачу, которая была сформулирована в основополагающих документах по созданию Союзного государства и подтверждена на последнем Высшем Государственном Совете - на уровне президентов, в качестве первоочередной задачи, которая должна быть решена. Это "согласование промышленных политик", то есть выработка неких правил игры на рынках, создание неких регуляторов, которые исключали бы возникновение таких острых конфликтных ситуаций при действиях одного из субъектов, который взаимодействует с субъектом другой стороны.


- В средствах массовой информации проходил такой слух, что проект объединения КАМАЗа и МАЗа мог затормозиться в том числе из-за конфликта с БКК. Как вы считаете, это правдоподобно?


- Я не считаю, я просто знаю, что там причины совершенно иные. Там действительно процесс консолидации активов и переговоры ведутся. И там есть свои причины, которые, может быть, затрудняют быстрое решение этой проблемы. Но это вовсе не значит, что это проблема нерешаемая. БКК никакого отношения к этому не имеет. Это можно рассматривать, конечно, как некий фон, но это явление временное.


- По каким основным направлениям партнерство с Беларусью важно для России?


- К чему мы сейчас пришли, в чем мы - я имею в виду Россию и Беларусь - преуспели, в чем еще большие сложности, я считаю, что очень неплохо продвинулись в социальной сфере, в политической и военной сфере. Достаточно сказать, что между Россией и Беларусью отсутствует не только таможенный, но и пограничный контроль. Фактически у России больше ни с одним государством мира или СНГ нет такого режима - отсутствие пограничного контроля. Следствием этого явления или взаимосвязанным фактором является то, что россияне в Беларуси и белорусы в России имеют равные права при передвижении, при выборе места жительства, при приеме на работу. Были подписаны ряд соглашений на этот счет. В таких сферах, как медицинское обслуживание, образование - здесь явный прогресс наряду с тем, что достигнуто, как я уже сказал, в военно-политической деятельности и в экономической в том числе.


- Вернемся к отрицательным последним событиям, в том числе к аресту Баумгертнера. Формат Союзного государства как-то предусматривает помощь в решении разногласий, которые возникают в отношениях России и Беларуси?


- Это интересный вопрос, который я сразу сам себе задал. Оказалось, что у нас здесь явная сфера для дальнейшего развития, потому что сейчас мы руководствуемся только единым документом, это Конвенция 1993 года, которая подписана была в рамках СНГ о правовой помощи в подобных случаях. Каких-то специальных, межгосударственных соглашений на этот счет между Россией и  Беларусью нет, а, наверное, они нужны. Потому что, понимаете, мы сейчас сконцентрировались на этом случае, а вообще ведь нарушений много. В основном это уголовные преступления, естественно. И до сих пор этот вопрос с такой остротой не поднимался. Сейчас, наверное, и наши правоохранительные органы будут думать о том, что здесь можно дополнительно сделать, чтобы все это носило не столь обостренный характер.


- Украина собирается создавать зону свободной торговли с Евросоюзом, и этот вопрос должен решаться уже в ближайшие месяцы. Есть ли какая-то позиция Союзного государства по этому вопросу?


- Союзное государство не формулировало свою позицию по этому вопросу. Позиция формулировалась на уровне Таможенного союза. Недавно в Астане были встречи руководителей, глав правительств, где в том числе обсуждался и этот вопрос. Поэтому у нас какой-то позиции, которая была бы отлита в кавычках в документах и соглашениях, которым бы следовало руководство, нет.


Мне как человеку, который занимался долгое время интеграционными процессами, в общем, понятна и позиция Украины, и понятна позиция стран Таможенного союза. Есть там вопросы, которые, может быть, не очень хорошо стыкуются: вопросы вступления Украины в зону свободной торговли и в ее отношениях с ЕС. И если учесть, что Таможенный союз - это еще более высокая степень интеграции, то тут этих вопросов возникает еще больше. Поэтому ситуация непростая, но прежде всего для самой Украины, потому что она должна сделать свой выбор с учетом всех этих обстоятельств.

 

Советская Белоруссия №191 (24328). Четверг, 10 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter