«Фотографией года» жюри 61–го международного конкурса World Press Photo назвало кадр с горящим человеком в противогазе

Горящий человек

Снимок был сделан прошлой весной в Каракасе во время митинга против президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Рядом с одним из манифестантов взорвался мотоцикл, и журналист Роналду Шемидт нажал на кнопку фотоаппарата, запечатлев «удивительные энергию и динамику, цвет, движение, композицию», — так объяснила выбор победителя председатель жюри Магдалена Херрейра. Что касается динамики и цвета, с точки зрения искусства, эта работа почти безупречна. Если не вникать, что здесь запечатлен человек, выживший почти чудом. Прошлогодний лидер конкурса World Press Photo также вызвал горячие споры публики — главный приз получил фотограф Associated Press за снимок убийцы российского посла Андрея Карлова в Турции, сделанный через секунду после выстрела. Кстати, мнения жюри тогда разделились — первое место фотографии Бурхана Озбилиджи присудили с незначительным перевесом судейских голосов. За кадр Роналду Шемидта проголосовали почти единодушно. Тенденция, однако.


На первых полосах газет такие фото публиковались всегда. Вне сомнения, профессионализм репортеров и их готовность рисковать достойны восхищения. Но все же World Press Photo — не состязание для тех, кто оперативнее среагирует в острой ситуации. До недавнего времени самый авторитетный из международных конкурсов претендовал на то, чтобы «открывать новые грани мира с помощью фотожурналистики», и открывал, после подведения итогов демонстрируя выставки победителей и лауреатов в разных странах. Сострадание и милосердие теперь за гранью?

Владимир Павлов, председатель фотоклуба «Минск»:

— На мой взгляд, с подобным победителем даже само понятие «фотография года» становится некорректным. Когда что–либо объявляется лучшим, этому начинают подражать. И вместо того чтобы успеть помочь человеку, кто–то спешит успеть сделать эффектный кадр.

Елена Адамчик, фотохудожник:

— Увы, есть такая тенденция в World Press Photo. Это ужасно. Множить насилие, платить за это деньги, порождать эпигонов...

Сергей Михаленко, председатель Белорусского общественного объединения фотографов, создатель фотопортала ZНЯТА:

— Не факт, что это тенденция. Сегодня — одно жюри, завтра — другое. Главным требованиям конкурса — актуальность темы, уникальность и красота кадра — фото победителя вполне соответствует. Сделать такой снимок способен далеко не каждый. А что касается моральной стороны выбора жюри — включите телевизор, там люди гибнут каждый день и в большом количестве. Человечество к этому уже привыкло. Изменится мир — изменится фотография. Все оправданно, пока такие кадры потрясают и провоцируют споры.

КСТАТИ

В номинации «Фотография года» рассматривалось еще пять снимков. Изображение девушки, сбежавшей от радикальной нигерийской группировки «Боко Харам» (1), и кадры, сделанные в ходе битвы за Мосул (2, 3), во время теракта в Лондоне (4) и этнических чисток в Мьянме (5).

1.

2.

3.

4.

5.


cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter