Города и герои

Сегодня в 16.20 на канале ОНТ выйдет первая серия кинофильма «Города... Герои»...

Сегодня в 16.20 на канале ОНТ выйдет первая серия кинофильма «Города... Герои». Мы увидим подлинные кадры и реконструкцию событий, происходивших в Брестской крепости летом 1941 года. 9 мая на экране покажут хронику обороны Киева, воссозданные с помощью компьютерной графики бои на Крещатике. И так день за днем зритель побывает во всех городах–героях, увидит еще живых очевидцев военного лихолетья. По улицам и площадям, где шли ожесточенные схватки с врагом, по полям битв нас проведет Игорь Сигов. Актер Театра белорусской драматургии известен широкой публике по главной роли комдива в картине «Днепровский рубеж». В сериале «Города... Герои» он в очередной раз попытался на себе испытать, что такое быть солдатом Великой Отечественной войны.


— Игорь, как вы попали в этот фильм?


— О проекте «Города... Герои» со мной стали вести переговоры еще прошлым летом. Кроме меня, в качестве ведущего выступает Владимир Гостюхин, отдельные сюжеты подготовили журналисты. Мы с коллегами хотели напомнить людям о тех местах, где происходили самые важные сражения войны, показать, как они выглядят теперь. Я сравниваю немецкое и советское оружие, военную технику того времени, рою окопы, строю укрепления. В Мурманске, например, из снега возводил дом.


— Как это возможно?


— Снега в тех краях выпадает много. Он не тает, прессуется. Можно вырезать из сугробов «строительные» блоки. Обычной ножовкой. Возможно, во время войны это делали штык–ножами, саперными лопатками. Если человек находился в таком доме два–три часа, от того, что надышал и свеча нагорела, снег подтаивал, сооружение уплотнялось, превращалось в цельную глыбу.


— Зачем строили такие жилища?


— Во время боев за Мурманск наши солдаты отбивали атаки немцев с берега. Оборона длилась долго, все время нужно было менять позиции. Чтобы переночевать, отдохнуть, такие снежные дома строили и довольно быстро. С напарником я такой дом построил за час.


— Первый фильм будет о Брестской крепости? Что вы там испытывали?


— Немцы обстреливали крепость из огнеметов. Все мы знаем, что от огня плавились кирпичи. Но не легенда ли это? Мы доказали: правда. Взяли газовую горелку, направили пламя на кирпичную стену, и она потекла! Чтобы кирпич расплавился, нужно его нагреть до температуры 1.200 градусов по Цельсию.


— Почему эксперимент не провели с помощью огнемета?


— Можно было, конечно, и так попробовать. Но потребовались бы специальные разрешения.


— Эксперимент проводили на стене Брестской крепости?


— На стене того же времени, но не в крепости — это же памятник, здесь нельзя экспериментировать.


— Что вас больше всего поразило во время съемок?


— Со дна Ладожского озера подняли мешки с зерном, не дошедшие до блокадного Ленинграда. В мешках образовалась защитная корка — зерно законсервировалось и выглядит как только что собранное с поля. В фильме вы увидите хронику военных лет: как продовольствие перевозили по «Дороге жизни», как буксовали, проваливались машины. Оказывается, грузовик с хлебом по пути следования в осажденный город не имел права останавливаться. Нам рассказали случай. Были два шофера — отец и сын. Машина отца стала проваливаться под лед, следом за ней шел грузовик сына. Сын, нарушая приказ, остановился, спас отца, машину и хлеб. И за это его чуть не расстреляли!


— А как Театр белорусской драматургии без вас жил все это время? Вы же почти во всех спектаклях задействованы.


— Я успел побывать во всех 13 городах–героях с сентября по апрель. Летал в Киев, Одессу и так далее, а в перерывах между поездками возвращался на спектакли. Бывало так: утром работаешь за границей, а вечером уже играешь роль в Минске. Самым сложным месяцем был апрель, когда снимали сюжеты сразу в трех городах — Керчи, Новороссийске и Волгограде.


— После съемок ваши взгляды на войну изменились?


— Есть вынужденная война, а есть бессмысленная. Но и в том и другом случае — это горе. Больше всех страдает всегда простой народ.


— В чем, по–вашему, война была вынужденная, а в чем бессмысленная?


— Вынужденная, потому что мы защищали собственную страну, свои дома от врага, вторгшегося на нашу территорию. А бессмысленная, потому что много людей полегло.


— Вы в качестве актера тоже «прошли» войну, понюхали пороху. Чем пахнет война?


— Война — это дым, пожарища и постоянный гул. Когда снимаешься в военных фильмах, грохочут орудия, летят снаряды, и пусть даже холостые, но от этого шума закладывает уши. И не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы представить, что творится, когда на тебя идет не один «киношный» танк, а настоящий батальон. А если еще с самолетов бросают бомбы, раздаются автоматные очереди — от такой какофонии барабанные перепонки лопаются не потому, что ты слабый. Это жестокая игра не на жизнь, а на смерть. Война пахнет страхом. Она забирает у людей последнее. Фильмы о войне, на мой взгляд, учат ценить то, что есть, — мир, свободу и спокойную жизнь на своей земле. Снимая кино, мы играем в «войнушку», как в детстве. Мы играем, не воюем. У нас не погибают близкие, родные. Наших братьев, сестер не загоняют в сарай и не сжигают заживо. Но все это было, к сожалению, в реальности. Кино показывает ужасы войны, чтобы каждое поколение повторяло уроки истории — в теории, а не на страшной практике. Надеюсь, вся эта наука не пройдет зря.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter