Гордое имя, высокая честь

Накануне Дня пограничника председатель Государственного пограничного комитета генерал Игорь РАЧКОВСКИЙ ответил на вопросы корреспондента «СБ»...

Накануне Дня пограничника председатель Государственного пограничного комитета генерал Игорь РАЧКОВСКИЙ ответил на вопросы корреспондента «СБ».


Шквальный характер перемен


— Игорь Анатольевич, с каким настроением встречаете очередной профессиональный праздник?


— С твердой уверенностью в том, что путь развития органов пограничной службы избран абсолютно правильно. Напомню, несколько лет назад были определены задачи по формированию основ государственной пограничной политики, развитию пограничной авиации, береговой охраны, современных систем безопасности и управления границей. И если поначалу реформирование погранслужбы носило экспериментальный характер, когда приходилось идти путем проб и ошибок, то сегодня мы уже не только видим свою цель, но и хорошо знаем, как ее достичь. Фактически реформирование завершено и идет планомерный процесс шлифовки сложившейся модели.


— Насколько нынешние органы погранслужбы приблизились к принципу профессионального комплектования?


— Сегодня три четверти из общего количества пограничников составляют профессионалы. И к 2017 году, как это предусмотрено Концепцией развития органов погранслужбы, мы сможем максимально перейти на контрактную основу комплектования. Однако, скорее всего, в таких подразделениях, как мобильная погранзастава, срочную службу все–таки оставим. Для чего? Это будет своего рода кадровый резерв: профессионалов–контрактников станем набирать именно из ребят, уже послуживших на границе.


— Расскажите, как обстоит дело с развитием пограничной авиации?


— В 2007 году мы подошли к моменту списания стоящих на вооружении вертолетов Ми–8. Естественно, остро стоял вопрос, как дальше развивать это направление... Приоритетным стал вопрос соотношения цены и качества. В итоге заключили контракты с французами, и уже в этом году у нас будет 5 вертолетов, из которых 4 — новенькие патрульные машины компании «Еврокоптер». Мало того что эти аппараты идеальны для охраны границы в плане маневренности, так они еще и весьма экономичны по расходу топлива. А это, в свою очередь, дает возможность повышать уровень летной подготовки наших летчиков. Благодаря экономии мы увеличили количество летных часов. И теперь у нас 60 часов — это минимальный налет для пилота.


— Существенно. А каково оснащение береговой охраны?


— Раньше мы были вынуждены покупать суда для погранслужбы за пределами страны, но они не подходили нашим условиям: слишком большая осадка, что не позволяло контролировать реки в период их обмеления. Поэтому нашли в Гомеле конструктора, которого мы называем «белорусским Кулибиным», и он спроектировал катера с осадкой всего 25 см, не только устойчивые и быстроходные (до 90 км/ч), но и малошумные. Наши катера «Шквал» уже в прошлом году начали нести службу на Припяти и Немане, а вскоре они появятся на Буге, Горыни, Западной Двине... Эти подразделения — единственная служба в Беларуси, которая пользуется морскими уставами.


Не только страж


— До сих пор мы говорили о вещественных, зримых приметах перемен. Происходят ли изменения на более высоком уровне? Скажем, удалось ли изменить образ пограничника в глазах жителей и гостей Беларуси?


— Я очень хорошо запомнил пожелание, прозвучавшее из уст Президента при моем назначении. Дословно задача ставилась так: «Одна просьба — верни пограничнику человеческое лицо». И сегодня мы всеми силами стараемся сломать стереотип, будто пограничник — это всего лишь охранник, некий суровый страж. Думаю, сейчас каждый законопослушный гражданин может подтвердить, что основными чертами представителей погранслужбы стали приветливость и доброжелательность. А благодаря внедрению автоматизированной системы пограничного контроля еще и значительно упростилось, соответственно — ускорилось время прохождения границы. О степени же доверия к органам погранслужбы говорит, например, крупный социальный опрос среди молодежи — самой критично настроенной части общества, проведенный год назад. 81,3 процента молодых людей тогда указали, что они целиком и полностью доверяют пограничникам. Не менее показательный факт: на недавних выборах баллотировались в депутаты 105 представителей нашей службы, из них люди проголосовали за 104 кандидатов.


— То есть в пограничниках сейчас видят помощников и защитников?


— И они стараются соответствовать этому представлению. Скажем, посол Латвии в Беларуси госпожа Майра Мора привела мне следующий пример. У ее автомобиля в пункте пропуска «Каменный Лог» пробило колесо, и вот стоит он со спущенной покрышкой. Ни слова не говоря, подходят пограничники, подняли машину домкратом, мигом поменяли колесо и пожелали счастливого пути. Госпожа посол была приятно удивлена. А мы стараемся, чтобы желание помочь попавшему в неприятную ситуацию человеку было естественным, само собой разумеющимся для представителей органов погранслужбы.


Территория возможностей


— Обычно всякое ведомство стремится расширить свои «владения», а Госпогранкомитет, наоборот, выступил за значительное сокращение пограничной зоны. Чем вызвана такая, на первый взгляд, парадоксальная инициатива?


— Да, это была идея пограничников, продиктованная заботой об удобстве для людей. Произошло не только сокращение погранзоны, изменился и сам принцип доступа в нее. Раньше разрешение на ее посещение выдавало МВД. Мы убедили, что данную процедуру следует передать ГПК, максимально упростили ее — и сейчас достаточно лишь позвонить по телефону и сообщить о своем желании. С собой нужно иметь только квитанцию об оплате госпошлины (семь тысяч рублей на год) и документ, удостоверяющий личность. То есть от разрешительного принципа мы перешли к заявительному. Причем скоро граждане смогут заявлять о планируемом посещении этой зоны не только дежурному ГПК или конкретного погранотряда (телефоны есть у нас на сайте), но и отсылать это сообщение через интернет.


— Такая открытость и избавление от бюрократических проволочек наверняка тоже сработали на положительный имидж погранслужбы. Но в то же время появилось понятие «приграничная территория», которая была расширена...


— Следует видеть разницу: погранзона — это режимные земли, а приграничная территория — территория возможностей. Практически вся она вошла в соглашение о малом пограничном движении, и, таким образом, ее жители получили права на упрощенный порядок пересечения границ. Теперь они смогут более свободно посещать сопредельные страны, а задача погранслужбы — не препятствовать этому движению, но контролировать его. Это, кстати, показатель еще одной глубокой перемены: мы переходим от заградительной функции, от тотальной охраны границ — к их тотальному контролю, то есть к полному владению ситуацией на каждом конкретном участке. Таково следствие отказа от войсковых задач в пользу правоохранительных.


Главный день года


— И каковы результаты?


— В прошлом году, например, пограничники задержали контрабанды на 36 миллиардов рублей. Никогда такой суммы не было, раньше эта цифра колебалась в пределах 10 — 12 миллиардов. Плюс пропала ненормальная конкуренция с таможней, налажено эффективное взаимодействие в оперативных вопросах, четко разделились сферы контроля — мы задерживаем основной поток контрабанды на весьма протяженной «зеленой границе», таможня — в пунктах пропуска.


— По–новому теперь будут готовиться и пограничные кадры...


— Да, недавнее создание Института пограничной службы — одно из самых ожидаемых событий. Во–первых, теперь все учебные центры, которые находятся при пограничных группах и отрядах, будут объединены одним методическим руководством. Во–вторых, мы проанализировали прежний учебный процесс, когда наши курсанты готовились на факультете Военной академии, и обнаружили, что собственно пограничной тематике уделялось лишь 8 процентов учебного времени. Остальное — по специальности «Военное дело». Поэтому нам приходилось заниматься переподготовкой выпускников с учетом современных требований погранслужбы. Теперь же их специальность называется «Пограничная безопасность», плюс добавлено обязательное изучение иностранного языка. В–третьих, мы нашли возможность полностью разместить первый курс института на базе учебного центра в Сморгони, там будут изучаться общевойсковые дисциплины, топография, огневая и физическая подготовка, тактика пограничной службы. То есть будет своеобразный курс молодого пограничника. За этот год четко увидим: кто выдержал первый курс — тот настроен серьезно и действительно останется в органах погранслужбы.


— То есть будет отмечать 28 мая как главный праздник года...


— В этот день я хочу обратиться ко всему личному составу органов погранслужбы. От души поздравляю вас с Днем пограничника! Земной поклон нашим ветеранам, отстоявшим мирную жизнь и безопасность страны, здоровья вам и добра. Тем, кто сейчас охраняет рубежи Беларуси, желаю служебных успехов, чистого неба и тихих границ. Мира и благополучия вам и вашим близким. Благодарю за службу!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter