«Гонористая» Семеновна

Они поженились в первый день знакомства

На войне было место не только подвигу, но и большой любви. Какие песни об этом написаны! «И поет мне в землянке огонь про улыбку твою и глаза», «Жди меня, и я вернусь…». Вот и мы с ветераном Мечиславом Зеневичем решили поговорить о любви и верности. Удивительна история их знакомства с Анастасией Семеновной. Четыре года солдат и студентка переписывались, будучи знакомыми лишь заочно. А потом встретились и в тот же день поженились.

— Декабрь 1942 года, — начал свое повествование Мечислав Адамович. — Все получают письма от родных и любимых, а мне ни весточки. Девушку свою не встретил. Сначала был на войне с белофиннами. А не успела одна навала отгреметь, как вторая началась. Не до знакомств было. Родные мои были в оккупации, о семье я ничего не знал. Сестра после войны рассказывала: мама наберет в чугунок черных пауков, накроет плотно крышкой и выдерживает их больше недели. Затем откроет, а пауки живые: «Значит, и мой Мечик жив».

В декабре прибыл в нашу часть паренек Вася Лазарев родом из Ульяновской области. Познакомились с ним, подружились. Были у него две знакомые, шутил: одна красивая, а другая, Настя Климова, гонористая.

Решил я написать письмо гонористой Насте. Рассказал о себе, послал привет с фронта. И стал ждать. Ответ пришел не сразу. Как рассказывала потом жена, получив мое послание, сказала матери: «Не буду отвечать. Не знаю я этого солдата и не понимаю, почему он мне написал». А мама ей в ответ: «У человека вся семья в оккупации, писать некому. Пиши ему, как брату своему».

Так завязалась наша дружба по переписке. Переписывались мы с ней всю войну. И со временем Ася мне так на душу легла, что стала родным человеком. Я почувствовал: начинаю любить ее.

Победу я встретил в Болгарии. По этому случаю пошел в студию, сфотографировался и послал моей девушке снимок. А на обратной стороне написал: «Лучше вспомнить и взглянуть, чем взглянуть и не вспомнить. Твой друг Мечислав. Память военных лет 1942–1945 годов».

Ася в ответ свое фото выслала. На карточке были две девушки: она и подруга ее Аня Молева. А чтоб я знал, кто есть кто, стрелочку поставила в уголке карточки. И на обратной стороне написала: «Пусть этот мертвый отпечаток напомнит о живой душе».

Я духом воспрянул, подумал, что, наверное, небезразличен ей. Решил, что уже можно намекнуть о будущей встрече. И в том же месяце послал второе фото со стихами.

И вот тогда твой образ я увижу,

Но не на мертвом фото, наяву.

Тебя, моя любимая, услышу,

Скажу: «Привет!» — и имя назову.

После этого переписывались еще целых полтора года. А в 1946-м, в апреле, мне дали отпуск. Добравшись до Москвы, даю своей девушке телеграмму: «Встречай». Выхожу в Ульяновске на перрон, ищу глазами, а ее нет. Пошел в институт. Там мне дали ее адрес. Нашел небольшой домик. Первой выскочила Аня Молева, подружка моей Аси, глянула на меня и закричала: «Ася, Мечислав приехал!» Ася из комнаты выбежала, кинулась мне на шею, целовать начала.

А телеграмму они мою не получили. Сразу скажу, как увидел я свою Семеновну, то почувствовал: это моя судьба. Всю ночь сидели вместе, разговаривали. Сделал ей предложение. Пошли на следующий день в загс и подали заявление. Зарегистрировали нас сразу после первого празднования Дня Победы. Вот какое совпадение!

60 лет прожил Мечислав Адамович со своей Асей. Анастасия Семеновна подарила мужу сына и дочь. Все, кто бывал в их доме, отмечали добрые, дружеские взаимоотношения супругов, которые можно назвать одним словом — любовь.

Но вот Аси не стало. И грустит без нее бывший боевой артиллерист, полковник, биография и боевой путь которого описаны в энциклопедии «Кто есть кто в Республике Беларусь. Защитники родной страны». Мечислав Адамович показывает мне на стенку, где висит фото пожилой, но красивой женщины и, смахивая слезу, говорит:

— Моя Семеновна…

На снимке: Анастасия и Мечислав ЗЕНЕВИЧ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter