«Гон-Кон-Ку»

В российском чемпионате в премьер–лиге работают аж три главных тренера из «нефутбольной страны»...

Знаменитая кинокомедия Эльдара Рязанова «Гараж» разобрана на цитаты, хотя один из самых тонких и острых диалогов проходит мимо внимания составителей различных «каталогов», запрудивших «всемирную паутину».


Речь идет об эпизоде, в котором «сын самого Милосердова» в исполнении Игоря Костолевского начинает, как говорят в народе, подбивать клинья к «профессорской дочке» — Ольге Остроумовой, признавшейся в своей филологической профессии и занятии сатирой. Причем не XIX века, как предположил собеседник, а современной — советской. На что «сын» заметил: «У вас потрясающая профессия. Вы занимаетесь тем, чего нет». — «А вы забавный», — поощрительно отреагировала «дочка».


Вот и мы вслед за ней повторяем: «Это забавно!» Судите сами. Главный тренер нашей сборной Георгий Кондратьев уже неоднократно заявлял, что Беларусь — не футбольная страна. Этот тезис оказался подкреплен «всесторонними» результатами, которыми были «одарены» в минувшем сезоне болельщики. Мы сами натерли на языке мозоли, чтобы облаять свой чемпионат, все реже и реже заглядывая на трибуны отечественных стадионов класса «вчерашний день». И вдруг — ба!


В глянцевом и гламурном, богатом и помпезном российском чемпионате в премьер–лиге работают, причем работают очень даже успешно, аж три главных тренера из «нефутбольной страны»: Леонид Кучук в «Локомотиве», Олег Кононов в «Краснодаре» и Виктор Гончаренко в «Кубани». Что за этим кроется? Как объяснить сей парадокс?


Пророков нет в Отечестве своем? Или у каждой избушки свои погремушки, имея в виду своеобразие требований российской премьер–лиги? Либо более правдив третий вариант, заключающийся в тезисе о «внесистемности белорусской тренерской экспансии»? Личный авторский выбор — именно за ним. Могучего торжества логики и здравого смысла «подложить» под явление нашего трио в России нельзя. Объединяющее начало — краснодарская стартовая площадка — есть, но это чистой воды география — и только. Впрочем, «Гон–Кон–Ку» («аромат» Гонконг и ностальгия по инопланетному шедевру Данелия) — как один прагматики, у которых собственная игровая карьера получилась невыдающейся. У Гончаренко она из–за травмы вовсе оборвалась на взлете, тогда как Кучук и Кононов не поднялись выше второй союзной лиги, в которой работали «цепными собаками» — разрушителями, призванными на корню выжигать чужие атакующие намерения.


Лексика всех троих схожа: «ставить игру», «делать игру», но не «играть игру», что ближе Малофееву, Байдачному да и Кондратьеву — в прошлом форвардам–звездам. Но именно рациональный футбол в моде в премьер–лиге, что и есть вода для наших трех рыбин. Кучук с «Локо» ушел на зимний перерыв лидером чемпионата в паре с «Зенитом». Кононов удержал «Краснодар» в лидерской группе, «грохнул» перед отпуском ЦСКА и вывел «горожан» в четвертьфинал Кубка России. Гончаренко выиграл у Кононова городское дерби и чуть было сенсационно не добыл путевку в плей–офф Лиги Европы из безнадежного турнирного положения, завещанного белорусу предшественником.


Но кто из этих наставников, работающих сейчас в России, ближе Беларуси? Кононов, делавший себе имя в Украине, считает себя космополитом на постсоветском пространстве. Созревавший как тренер в Молдове и в той же Украине, Кучук настолько успешен в России, что есть все основания предполагать: этот наставник будет востребован в премьер–лиге не один год, хотя необязательно в «Локо». Остается — Гончаренко, имеющий наименьший легионерский стаж, но по–прежнему самые явные белорусские перспективы. Так сильны его «исторические скрепы» с БАТЭ. И если задумываться на тему «кто после Кондратьева возглавит сборную?», а задумываться для нормальной работы и планирования необходимо, то кандидатура Гончаренко — самая явная, опровергающая тезис о «нефутбольной стране», так же, как сам факт диалога из фильма «Гараж» опровергал заявление «сына Милосердова» об отсутствии сатиры в советских реалиях.


Но тут важно, чтобы в условном телефонном разговоре Гончаренко с заступившим на освобожденный пост в БАТЭ коллегой и приятелем Ермаковичем не случилось самое страшное, что, по мнению Михаила Жванецкого, может произойти при общении людей, находящихся по разные стороны кордона: «Главное — одновременно не крикнуть: «Забери меня отсюда»!» И это уже не сатира — правда жизни.


Советская Белоруссия №236 (24373). Суббота, 14 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter