Головомойка с автомойкой

Холодный душ для водителей и машин
Холодный душ для водителей и машин

«С какой периодичностью и, главное, где нужно и можно мыть машину? — озадачил редакцию Виталий Черемушкин, якобы несправедливо оштрафованный в Черикове за «купание» автомобиля в реке Сож. — Специализированных моек в нашем городе нет, а в водоемах машину мыть запрещено...» — жалуется наш читатель.

Как же быть? Должна ли в каждом райцентре работать автомойка?

— Думаете, случай с Виталием Черемушкиным единичный? Как бы не так! — начальник Чериковской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Новиков кладет передо мной пухлую папку с протоколами об административных правонарушениях. Среди «злоумышленников» — жители райцентра и окрестностей, Могилева, Минска... — По–человечески этих людей я понять могу: если не владеешь частным домом с просторным двором или гаражом, кроме как в Соже и нескольких небольших водоемах, помыть машину и вправду негде. Однако ведь закон об охране окружающей среды и Кодекс об административных правонарушениях игнорировать нельзя...

В перечисленных Новиковым документах сказано четко: мыть машины в прибрежной и водоохранной зонах — а их общая протяженность составляет порядка 6 километров — категорически запрещено. Нарушителям грозит штраф от 31 до 93 тысяч рублей. (Кстати, один «сеанс» в настоящей «автопрачечной» обойдется примерно в 10 тысяч.)

Если же учесть, что в регионе, по утверждению начальника Чериковской Госавтоинспекции Валерия Жилинского, зарегистрировано порядка 3.800 автомобилей, а моет свою машину хороший владелец хотя бы раз в месяц, то совершенно непонятно, почему не развивается столь доходная сфера бизнеса?

— Я с радостью бы открыл автомойку, но средства не позволяют. На закупку добротного оборудования фирмы «Carcher», например, постройку помещения, подведение канализации и другие работы потребуется несколько десятков тысяч долларов... — с сожалением говорили мне владелец СТО «Богдановка» Леонид Ермаков и хозяин мастерской по ремонту автомобилей Виталий Шегера.

Я объехала все водоемы Черикова, в которых автолюбители чаще всего «купают» свои машины. Особенно удобна река Сож — с обоих берегов к ней ведут асфальтированные дороги. Стоит ли удивляться, что машины здесь моют с незавидной регулярностью?

— Как это в городе нет автомойки? Есть! — часом позже удивился моему вопросу первый заместитель председателя райисполкома Игорь Балахонов. — Поедемте, покажу.

На служебных «Жигулях» мы въезжаем на территорию РУДЧАП «Автобусный парк N 20». По дороге, признаться, недоумеваю: если автомойка в Черикове есть, почему об этом никто — а я успела пообщаться с двумя десятками водителей — не знает?

Разгадка проста: заведение оказалось... проходным гаражом с длинной смотровой ямой посередине и двумя вертикальными щетками–«мочалками». Чуть позже станет известно, что сделаны они из лески... Ни одного авто, не то что очереди из грязных машин, я здесь не увидела. Предложила Александру Цигунову, начальнику отдела эксплуатации парка, показать автомойку в работе. «Сотрудников, которые за нее отвечают, нет на месте: один ушел на обед, другой косит траву», — сказал начальник. Правда, по убедительной просьбе уже Игоря Балахонова он все же разыскал человека, который привел агрегат в действие. Сначала на место, где по идее должна была стоять машина, тонкими струйками полилась чистая, без шампуня, вода, следом зашумели и стали вращаться щетки. «Мойдодыр» несколько раз прошелся вперед–назад по кузову воображаемого грузовика — сузить расстояние между «мочалками» до ширины легкового автомобиля специалисты не смогли — и затих. В комментариях продемонстрированная «боеготовность» явно не нуждалась...

По мнению директора УКП «Бытуслуги» Светланы Куликовой, раз в автобусном парке очередей нет, то и во второй автомойке Чериков не нуждается: «3.500 рублей — столько стоит услуга — не так дорого, чтобы владельцы машин нарушали закон из экономии. Значит, просто нет такой необходимости». Однако сведения, полученные от директора РУДЧАП «АП N 20» Михаила Космачева, косвенно опровергают ее доводы: «За январь — август на мытье машин автопарк заработал 350 тысяч рублей». То есть больше чем за полгода в гараже побывало 100 машин, тогда как в каждой из многочисленных автомоек Минска, например, ежедневно «принимает процедуры» около 60 легковушек... Возможно, будь мытье машин включено в перечень социальных стандартов по бытовым услугам, чиновники бы не отмахивались с такой легкостью от проблемы: мол, автолюбители — люди небедные, при желании на автомойку могут и в Могилев, за 90 километров, съездить...

По возвращении в Минск я проверила теорию вероятности: выбрала пять райцентров и попросила у операторов междугородней телефонной справки номера тамошних автомоек. Выяснилось, что нужное предприятие есть только в Пинске. В Корме — лишь автозаправка, в базе Петрикова автомойки по меньшей мере не числится, в Россонах работает СТО, а в Глубоком — фирма по автодиагностике. Выходит, владельцы машин нарушают закон об охране окружающей среды вынужденно?

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter