«Глухарем» просто так не назовут...

Зачастую только результаты сложнейших экспертиз подсказывают следователю, в каком направлении вести поиски...

Когда оперативная группа выезжает на место убийства, где находится жертва, у которой налицо (или даже на лице) следы насильственной смерти, перед следователями стоит одна задача — найти преступника. Намного сложнее, когда результаты осмотра места происшествия напоминают уравнение со всеми неизвестными: непонятно, кто именно убит, когда, где и как... Зачастую только результаты сложнейших экспертиз подсказывают следователю, в каком направлении вести поиски. Но, увы, не всегда колоссальный труд, проделанный для поимки преступника, заканчивается судом...


В омут головой


Серега и Шурик хоть большими рыбаками не были, но иногда любили постоять на берегу с удочкой. Летним июльским днем они пришли на речку Лошица, именуемой в народе Мухлей, не столько порыбачить, сколько отдохнуть, распить бутылочку «горькой». Привычный ход отдыха на природе нарушила необычная находка: на отмели, в лучах солнца приятели увидели какой–то белый предмет. Подошли ближе и в ужасе отпрянули. На них пустыми глазницами смотрел человеческий череп...


Такая рыбалка следователю Сергею Кухаренку совсем не понравилась — от найденного черепа попахивало давним убийством. На эту мысль наводило наличие многооскольчатого перелома правой теменной кости. Конечно, человек мог прийти порыбачить, поскользнуться, удариться головой, упасть в воду и утонуть. Так что несчастный случай не исключался. Но когда принялись искать на дне речки другие части тела, увы, ничего не нашли. Хоть и привлекали специальную технику МЧС, чтобы откачать воду, а потом не один день перекапывали десятки метров дна...


Выходило, что, скорее всего, голову отчленили от тела и сбросили в воду, чтобы скрыть следы преступления. При минимуме информации картину случившегося восстанавливали по крупицам.


— Первое, что установили судебно–медицинская и медико–криминалистическая экспертизы, — череп принадлежал женщине 40 — 50 лет, невысокого роста, — вспоминает следователь по особо важным делам прокуратуры Минска Сергей Кухаренок. — Второе — погибла она около 3 — 5 лет назад. Но непонятно от чего. При наличии лишь останков головы более точных заключений эксперты сделать не смогли. Неясным осталось и то, когда был нанесен удар в голову погибшей, — при жизни или после смерти.


Следователь поднял старые уголовные дела о минчанках, пропавших без вести. Оказалось, что в ноябре 2005 года не вернулась домой некая гражданка Алпеенко Л.В. 1957 года рождения. Заявление об ее исчезновении написали родители. По описаниям и фотографиям она вполне подходила под скупой портрет экспертов (медико–криминалистическая экспертиза по идентификации личности методом фотосовмещения дала положительный результат). Подтвердила его и судебно–медицинская экспертиза по зубному аппарату.


Все сомнения исключила сложнейшая генотипоскопическая экспертиза. Биологический материал для ее проведения взяли у предполагаемых родителей, а также из костных тканей найденного черепа. Результат не оставил сомнений: Людмила Алпеенко — мертва, именно ее останки нашли рыбаки–любители. Неясным оставалось, кто и зачем ее убил. Стали изучать, с кем общалась и дружила погибшая в последние годы жизни.


Вечный подозреваемый


...К 50 годам Людмила так и не обзавелась ни семьей, ни детьми. Правда, одинокой ее назвать нельзя было. Мать, отец, сестра — родные люди — все рядом. А вот ее личные отношения с мужчинами никак не ладились. Ухажер имелся — Федор. Да только, как говорится, играл он на две команды: вот уже пять лет встречался с ней, Людмилой, и при этом жил с другой женщиной.


Все это следователь узнал от родственников Алпеенко. А еще узнал, что в день своего исчезновения Людмила ездила на свидание со своим поклонником. Вот после той встречи ее больше никто и не видел.


Пообщавшись с Федором, оперативники узнали, что он встретился с пропавшей дамой около 11 часов дня возле кинотеатра «Электрон». Мол, посидели в его машине час–полтора, Люда пила шампанское, а затем засобиралась на рынок в Курасовщине. На том они и распрощались. Сыщики не очень доверяли этой истории, однако большего узнать не удалось. Потому как в конце ноября, через несколько дней после визита в уголовный розыск, Федор — подозреваемый номер один — внезапно покончил жизнь самоубийством. Его нашли повесившимся на даче сожительницы...


Сегодня, спустя пять лет, остается лишь догадываться, что на самом деле произошло между Людмилой Алпеенко и ее поклонником 12 ноября 2005 года.


Сестра подозреваемого в убийстве припомнила, что в тот день Федор приезжал к ней на своем стареньком «Рено». По ее словам, он был сильно взволнован и тут же наполовину опустошил бутылку водки, которую привез с собой. Потом долго и тщательно мыл машину...


Выводы напрашивались сами собой: лишив жизни любовницу, убийца вскоре отправился на тот свет вслед за ней, то ли испугавшись ответственности, то ли раскаявшись в содеянном.


* * *


Впрочем, эти догадки следствия так и остались догадками. Других останков погибшей так и не нашли. Доказательств оказалось недостаточно, чтобы назвать Федора виновным, и расследование приостановили.


В практике многих следователей есть дела, именуемые «глухарями», — когда установить виновного не представляется возможным. Вот и этому «скелету», похоже, еще «висеть» в шкафу долгие годы...


Кстати


Как рассказали в Генпрокуратуре, из общего числа убийств, совершенных в прошлом году в Беларуси, нераскрытыми остались 17. В Минске, например, количество таковых за последние несколько лет уменьшилось. Если в 2007 году их зафиксировано 8, в 2008–м — 6, то в 2009–м — всего 3.


Случай в тему


Пожалуй, максимальное количество экспертиз по нераскрытому убийству — несколько десятков (!) — было проведено, когда из Свислочи рыбак выловил сумку с грудой кирпичей, ворохом одежды и черепом со строительным дюбелем внутри.


— Биологическая экспертиза установила, что сумка пролежала на дне с 2004 года, — делится результатами исследования следователь–криминалист прокуратуры Минска Иван Рудинский. — Именно в то время на ней поселились первые ракушки, именуемые по–научному дрейсена полиморфная. Химическая экспертиза установила, что кирпичи те же, из которых состоит полуразрушенное строение неподалеку от реки. Назначались и комплексная волокноведческая, почвоведческая, медико–криминалистическая, судебно–биологическая, генотипоскопическая, криминалистическая и товароведческая экспертиза.


Правда, все усилия до сих пор ожидаемого результата не дали: расследование убийства «повисло». Не удалось даже установить личность погибшего мужчины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter