Специалисты из Минска и Питера создали уникальный морской беспилотник

Глазастый катер

Специалисты из Минска и Питера создали уникальный морской беспилотник

ЧТОБЫ рассказать о необычной совместной разработке, придется вести репортаж из двух точек. Сначала о том, что я увидел, стоя на берегу небольшого водоема на окраине Минска, где располагается Центр водолазно-спасательной службы Республиканского отряда специального назначения МЧС. Неподалеку от берега дрейфовал небольшой катер. Возможно, потому, что был он в серо-белой камуфляжной окраске, внимание к себе привлек не сразу. Когда же присмотрелся, разглядел и другие отличия. У довольно высокой рубки не оказалось ни окон, ни дверей. Зато на крыше возвышались несколько антенн и "голова" со стеклянным "глазом" кинокамеры. Наподобие той, которой оснащаются беспилотные летательные аппараты. И не было никаких признаков присутствия человека на борту. Тем более удивило, когда катер тронулся и, поднимая буруны, стал закладывать крутые виражи. Описав по озеру несколько кругов, он так же внезапно остановился...


В это же время в здании центра оператор, находясь за пультом управления, по монитору наблюдал за всеми перемещениями катера. А на втором мониторе был обозначен разноцветными линиями запрограммированный путь судна. Чем-то все это напомнило детскую радиоуправляемую игрушку. Но в несерьезности такого сравнения меня тут же убедил директор минского предприятия "КВАНД ИС" Сергей Тыцык:


- То, что на борту корабля нет команды, дает ощутимые преимущества. Благодаря этому судно может проводить наблюдения в зоне ответственности от нескольких суток до нескольких недель - было бы топливо для двигателя. Поскольку нет необходимости оборудовать жилые помещения, судно стало меньше, фактически оно непотопляемо и не зависит от погоды. Связь осуществляется через спутник, координаты определяются также с его помощью. Но в экстремальных условиях возможны и другие способы определения, где находится судно. Это важно, поскольку катер может плавать как в автономном режиме, так и по командам, передаваемым с берега, возможно, за многие тысячи километров. Каким оборудованием он оснащен? В зависимости от задач катер может вести наблюдение за воздушным пространством, надводными и подводными объектами. И даже, предположим, с его помощью можно вести переговоры, если установить на судне громкоговоритель.


Тут сразу представилась актуальная до сих пор ситуация с африканскими пиратами. Завидев их моторную лодку, совсем не обязательно будет направлять наперерез огромный эсминец. Достаточно пустить вдогонку такой вот катерок и, находясь в безопасном центре управления на берегу, задать ребятам с автоматами и базуками несколько принципиальных вопросов. Или сразу предложить сдаться. А в том, что катер пиратов догонит, сомневаться не приходится. Скорость у него - под сотню километров в час.


В том, что все это не пустые фантазии, убеждает предыдущий опыт деятельности предприятия "КВАНД ИС". Его беспилотные летательные аппараты уже прошли необходимые испытания и нашли практическое применение. Многие системы управления и наблюдения с них перекочевали на корабль-беспилотник, пояснил Сергей Тыцык.


Электронную начинку корабля и программное обеспечение для его управления разработали минчане, а корпус изготовили в Санкт-Петербурге в группе компаний "Композитное кораблестроение" из материалов китайского производства. И тут также не обошлось без ноу-хау, о чем и рассказал председатель правления фирмы Сергей Волошенко:


- Композиты - восходящая мировая тенденция, имеют в судостроении ряд преимуществ перед традиционными материалами. Не подвергаются в соленой морской воде коррозии, легче стали, дешевле в производстве, позволяют придать кораблю обводы, наиболее выгодные с точки зрения гидродинамики. А значит, можно применить менее мощную силовую установку, сократить запас топлива, уменьшить размеры судна.


В мире, конечно, уже есть подобные корабли-беспилотники. Например, нечто подобное создали израильские специалисты для США. Но все это - глубоко секретные вещи, купить их нереально. Вот почему так важно самим находиться на уровне. И эта задача национальной важности решена белорусскими и российскими специалистами, причем они в этом деле стали первыми на постсоветских просторах. И хотя разработка, подчеркивают ее создатели, пока в стадии эксперимента, она уже привлекла внимание и на недавней презентации в Санкт-Петербурге, и в Минске у представителей самых разных ведомств - МЧС, пограничной, природоохранной служб. А вскоре новинка пройдет испытания в Сочи в реальных морских условиях. Причем, пояснил Сергей Тыцык, в паре с ней будет задействован беспилотный микровертолет белорусского производства. Это, в частности, на десятки километров расширит радиус наблюдения. Надо ли говорить, насколько все это важно для России с ее морскими границами протяженностью многие тысячи километров.


А в целом такое впечатление, что Беларусь выходит на передний край в области автоматизации тех сфер деятельности, где без человека еще недавно было бы не обойтись. Одних только предприятий и организаций, создающих беспилотные летательные аппараты, в стране около десятка. Белорусский автомобильный завод, известный своими самосвалами-гигантами, разработал 130-тонник, управляемый на расстоянии. А ученые НАН Беларуси создали для гигантского автомобиля оборудование, позволяющее "видеть" сквозь пылевую завесу. "СОЮЗ" не раз уже писал о Белорусском космическом аппарате, где что ни функция - все сплошной технический интеллект, и этот список можно продолжить. Причем многое создается в содружестве с российскими коллегами, в том числе по программам Союзного государства. Как сказал Сергей Тыцык, в Беларуси много высококлассных программистов, в России - технарей. А сообща можно более эффективно реализовать этот потенциал.


Досье "СОЮЗа"


Многоцелевой морской беспилотный комплекс представляет собой судно из стеклопластика, разделенное на 4 отсека. Оснащается дизельным двигателем мощностью от 90 до 158 лошадиных сил с водометом или поворотной рулевой колонкой. Полезная нагрузка до 350 килограммов, радиус действия - до 350 километров, скорость - до 55 узлов. Может использоваться для патрулирования, охраны, визуального и гидроакустического наблюдения, противолодочной и противодиверсионной борьбы, доставки снаряжения, спасения пострадавших.


BIBIKOV@SB.BY


Советская Белоруссия №224 (24361). Четверг, 28 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter