Любой клоун, если он, конечно, клоун настоящий, мечтает о большой драматической сцене

Глазами клоуна

Любой клоун, если он, конечно, клоун настоящий, мечтает о большой драматической сцене...

Любой клоун, если он, конечно, клоун настоящий, мечтает о большой драматической сцене. Сбросить маску, смыть грим, снять ненавистный клоунский нос, чтобы оставить с носом публику. Закричать во весь голос: «Я — другой. Я еще и так могу!» В ряду разных артистических комплексов этот случай можно назвать «комплексом мистера Икс». Не все хотят всю жизнь проработать под маской шута. Изучив все закоулки жанра, пришли к драматическому театру Ефим Шифрин и Геннадий Хазанов. Теперь к ним подтянулась и любимая народом «тетя Соня», народная артистка России Клара Новикова, ведь то же стремление свойственно и клоунессам. А в том, что Новикова — клоунесса первостатейная, никто, наверное, не сомневается.


В 2010 году она впервые попробовала себя в амплуа драматической актрисы и сыграла главную роль в премьере театра «Гешер» «Поздняя любовь» в режиссуре Евгения Арье. Эта пьеса Валерия Мухарьямова «В тени виноградника» (широкому зрителю Мухарьямов известен прежде всего как сценарист комедии Станислава Говорухина «Артистка») написана по мотивам рассказа лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса–Зингера. Это не первая встреча Евгения Арье с данным автором. Он уже собрал всевозможные премии за постановку «Враги. История любви» в театре «Современник». «Поздняя любовь» — история, конечно, не такого нервного накала, как «Враги...». Она и не претендует на многосложность и эпичность. Тем не менее спектакль полюбили. Сейчас он идет в репертуаре московского Театра на Малой Бронной. Связано это, наверное, в первую очередь с тем, что ведущий актер израильского театра «Гешер» Леонид Каневский стал снова играть в этой популярной труппе.


Сюжет «Поздней любви» похож на сотни подобных мелодрам про любовь из серии «для тех, кому за...». Герой этой истории — одинокий богатый вдовец Гарри Бендинер не то чтобы прозябает, а вполне безмятежно живет в своей квартире в Нью–Йорке, вспоминая прошлое и свою насыщенную личную жизнь. Однако ритм его спокойных будней меняется с появлением очаровательной соседки Этель Броколес. Ее и играет Клара Новикова. Она пробуждает к жизни старого циника, пьет с ним виски и попутно вспоминает свои амурные переживания. Как говорится, немного солнца в холодной воде.


Спектакль лаконичен, во многом наивен. Но дуэт Леонида Каневского и Клары Новиковой способен удерживать внимание зрителя на протяжении более двух часов. В этом нет ничего странного. Если бы Каневский и Новикова просто сидели на сцене и читали телефонную книгу, аншлаг все равно был бы обеспечен. Эти артисты заработали народную любовь еще в советское время — и этот капитал не подвержен инфляции. Старая любовь не ржавеет. Многочисленные юмористические программы, равно как и сериал «Следствие ведут знатоки», прочно закрепили Каневского и Новикову в статусе народных любимцев. Каневский достоверен и убедителен в роли своего героя Гарри. В конце концов, кому как не ему играть богатого нью–йоркского вдовца? Перед Кларой Новиковой стоит задача более сложная — сыграть не столько характер, сколько воплощенную мужскую мечту о счастье. Актриса старается показать свою Этель как женщину образованную, но имеющую вкус к крепкому словцу. Она — тонкий философ, склонный к романтике, но в то же время умеет считать деньги. Почва никогда не уходит у нее из–под ног. Как вспоминает сама Этель, все ее отношения заканчивались в тот момент, когда ее очередной возлюбленный вдруг спрашивал, сколько у нее денег.


Актриса старательно открещивается в этом спектакле от знакомых интонаций «тети Сони». Она не повторяет свой эстрадный образ, а стремится вместе с режиссером Арье создать нечто новое. У ее поклонников, сердца которых Клара Борисовна давно украла, этот новый персонаж, несомненно, прошел таможенный контроль.


Конечно, не всем эстрадным артистам стоит переходить в драматический театр. Пожалуй, если бы в один прекрасный день они это сделали, это был бы сущий кошмар. Но те, у кого пока получилось усидеть на двух стульях, привносят в театр легкость, игривость, скорость реакции. Они не морщат лоб, многозначительно не ищут зерно роли, а пытаются в пределах своего образа добросовестно выполнить режиссерскую задачу. В кои–то веки ты видишь, как обласканный славой актер разговорного жанра вдруг волнуется, по–старомодному воспринимает новое дело как почетную миссию и боится сболтнуть лишнего.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №222 (24359). Вторник, 26 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter