Гигабайт букваря

С 1 сентября портфели многих московских школьников станут заметно легче...

Факт...


С 1 сентября портфели многих московских школьников станут заметно легче. Место обычных учебников в них должны занять электронные. Одно небольшое устройство весом и размером даже меньше, чем ноутбук, заменит ученику «Географию», «Биологию», «Химию» и другие книги. А что у нас с внедрением новых технологий?


...и комментарий


И в главном информационно–аналитическом центре Министерства образования, и в издательстве «Вышэйшая школа» в один голос заявляют, что специалисты трудятся над созданием электронных учебников (утверждена даже программа «Электронный учебник» на 2007 — 2010 годы). Но то, что сейчас есть в школах, пока очень трудно назвать таковыми. Да, кое–где в классах информатики с винчестеров компьютеров можно «скачать» отсканированные копии учебного материала (если школьнику не досталось пособия). К некоторым предметам выпускаются звуковое сопровождение, картинки или видео, которые учитель может показать детям на уроке.
Однако полноценного мультимедийного продукта с графическими изображениями и видеорядом пока нет. И о разработке полноценных цифровых учебников, которые бы заменили школьникам ныне существующие, речи не идет. Почему?


Причин несколько. Во–первых, электронные «читалки» — недешевое удовольствие (в интернет–магазинах они стоят не меньше 280 у.е.). Хотя в Украине, например, выпустили собственные устройства. Оказалось, это гораздо выгоднее, нежели постоянно переиздавать книги: стоимость «цифры» эквивалентна затратам на пособия за два–три учебных года, а срок службы значительно больше, чем у бумажного аналога.


Вторая причина: у нас не разработаны санитарно–гигиенические нормы. На то, чтобы просчитать, сколько времени школьник может сидеть перед монитором без вреда для здоровья, какими должны быть шрифт, экран и другие нормативы, нужно время.


— Когда–нибудь мы придем к осознанию того, что бессмысленно рубить лес, делать бумагу, если можно читать литературу в электронном виде, — размышляет директор издательства «Вышэйшая школа» Александр Нечай. — Но прежде предстоит проделать немалую исследовательскую работу, разработать правила и нормы. Ведь при издательстве бумажных учебников существует масса критериев: белизна бумаги, размер шрифта, цвет рисунков и так далее. Все это изучалось годами. По электронным аналогам для школьников нормативов пока нет.


В отделении гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья разводят руками: не было такого задания. Хотя и здесь понимают, что рано или поздно необходимость в этом возникнет, ведь прогресс не стоит на месте.


А что скажут технические специалисты? Денис Блищ, шеф–редактор информационно–аналитического сайта о мобильных технологиях Onliner.by, считает, что переход от бумажных учебников к электронным выигрышен сразу по нескольким аспектам. Например, их использование требует некоторой компьютерной подготовки, что в наше время никому не помешает. У школьников появляются большие возможности для изучения материала. Кроме того, это удобно, современно и экономически выгодно. Однако, по мнению эксперта, в ближайшем будущем наши школы вряд ли перейдут на электронные учебники:


— Даже простое обновление компьютерной техники в классах растянулось на долгие годы, что уж говорить про современные электронные устройства, — считает он. — Хотя, мне кажется, психологически современные школьники готовы уйти от бумажных учебников. Сейчас электронные книги — одни из самых продаваемых технологичных устройств для личного пользования. И их популярность постоянно растет.


Впрочем, пока ни в одной стране речь не идет о полной замене обычных книг на электронные устройства. В Москве, например, это будет только эксперимент. Пока еще остается немало вопросов. Например, кто и как будет ремонтировать такие устройства? И что делать, если ребенок потеряет далеко не дешевую «цифровую» книгу?


Ксения ЛАЗАРЕНКОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter