Гидролизная гидра

КГБ раскрывает сеть подпольного производства опасного для здоровья и жизни алкоголя
КГБ раскрывает сеть подпольного производства опасного для здоровья и жизни алкоголя

15 января 2004 года «СБ» опубликовала статью «Спирт–искуситель». Материалы для публикации дала комплексная проверка «спиртосодержащего бизнеса», проведенная Комитетом госконтроля. Тогда речь шла о производстве питьевого алкоголя с использованием спиртосодержащих продуктов — лекарственных препаратов, дезинфицирующих, чистящих и прочих технических жидкостей. Из «теневого» оборота было выведено (в эквиваленте) более 32 млн. пол–литровых бутылок опасного питья на сумму более 70 млрд. рублей! В нарушениях были уличены 32 из 35 проверенных субъектов хозяйствования, но чаще других упоминалось БРУП «Гидролизный завод». Сегодня это предприятие фигурирует среди прочих уже в следственных документах Комитета госбезопасности.

КГБ не только пресек конкретные правонарушения, но выявил и нейтрализовал ряд отлаженных схем, механизмов незаконного алкогольного оборота. Криминальные структуры регулярно в промышленном масштабе использовали этиловый спирт, изготовленный на этом предприятии, для производства, в частности, фальсифицированной алкогольной продукции.

Более того, находящиеся в производстве КГБ уголовные дела позволяют определить БРУП «Гидролизный завод» как один из основных источников поступления этилового спирта на «черный» рынок страны. Причем в таких масштабах, что в конечном итоге это приводило к вытеснению с внутреннего рынка значительных объемов алкоголя, который производили легально. Огромные деньги, которые должны были поступать в бюджет в виде налогов, шли в карманы «теневиков». (По оценкам специалистов концерна «Белгоспищепром», после проведенных КГБ мероприятий резко сократились складские запасы готовой легальной алкогольной продукции, объемы ее официальной реализации через торговую сеть тут же возросли.)

Еще в сентябре минувшего года Следственное управление КГБ возбудило уголовные дела по ч. 2 ст. 235 УК «Легализация материальных ценностей, приобретенных преступным путем». Группа дельцов на мощностях винного цеха КХ «Агросвет» в Смолевичах и ООО «Пуховичский ЛВЗ» в Марьиной Горке в промышленных объемах организовала производство фальсифицированных плодово–ягодных вин. Сырьем служили непищевые спиртосодержащие растворы, изготовленные на Бобруйском гидролизном заводе.

Следствие выявило в «Агросвете» и на «Пуховичском ЛВЗ» грубейшие нарушения в организации учета и хранения этилового спирта, производства и реализации готовой продукции. Более 10 человекам предъявлены обвинения. Из незаконного оборота изъято 10 тонн спиртосодержащей жидкости, более 30 тысяч бутылок готовой фальсифицированной алкогольной продукции, свыше 50 тонн опасного для здоровья людей винного купажа.

В 2004 году и КХ «Агросвет», и ООО «Пуховичский ЛВЗ» неоднократно проверялись, но... существенных нарушений выявлено не было. Впрочем, это неудивительно: «теневое» производство было глубоко законспирировано. Есть серьезные основания предполагать, что в сферу преступного алкогольного бизнеса были вовлечены, помимо указанных предприятий, винодельческие мощности практически во всех областях страны.

Самое тревожное вот что. Во всех установленных случаях реализовывались (в том числе через легальную торговую сеть!) фальсифицированные винно–водочные изделия, содержащие денатурирующее вещество — диэтилфтолат. Этот компонент оказывает, по заключению специалистов, очень вредное воздействие на организм человека. Едва ли утешит тот факт, что преступники использовали наряду с «жидкостями» бобруйского завода аналогичные (а также синтетические этиловые спирты), незаконно импортированные из Российской Федерации.

Как же легализовались огромные средства, полученные от незаконного производства и продажи фальсифицированных и неучтенных ликеро–водочных изделий? Установлено, что использовались главным образом счета так называемых финансовых компаний Минска. Оформлялись фиктивные контракты и финансовые документы на якобы экспорт дешевых плодово–ягодных вин в адрес московских коммерческих структур. Объемы фиктивного экспорта были практически сопоставимы с официальными данными об их производстве. Но наряду с плодово–ягодными винами в Россию «экспортировались» и лжеводка белорусского производства, и фальсифицированные «импортные» алкогольные изделия (коньяки, ликеры, натуральные вина...). По имеющимся данным, мнимым экспортом алкоголя в Россию занимались 11 белорусских субъектов хозяйствования, партнерами которых являлись 18 российских коммерческих структур. Поэтому специалистам КГБ предстоит продолжить распутывание криминальных клубков и цепочек.

Но уже сейчас возникают по крайней мере два вопроса. Как удавалось производителям поддельного и опасного для здоровья алкоголя регулярно сбывать его через легальную торговую сеть? Оказалось, что использованные спиртосодержащие растворы БРУП «Гидролизный завод» содержали лишь такие добавки, которые не влияют на органолептические свойства этилового спирта, то есть не изменяют его цвета, вкуса и запаха. Установлено также, что эти спиртосодержащие жидкости бобруйского производства не имеют легальных потребителей ни в Беларуси, ни в России. Фактически они использовались лишь для вовлечения этилового спирта в «теневой» оборот.

Второй вопрос серьезнее, и он принципиален. Практически о том же говорилось в прошлогодней статье «Спирт–искуситель» — об использовании в производстве фальшивого алкоголя спиртосодержащих жидкостей. О массовой вовлеченности в криминальный бизнес не только частных фирм, но и крупных государственных производителей. Упоминался, например, концерн «Белбиофарм». Более того, назывались серьезные ведомства, служившие косвенными пособниками нарушителей: Госстандарт, Минздрав, Министерство по налогам и сборам, Минсельхозпрод...

Упомянутая тогда проверка Комитета госконтроля, напомним, охватывала 2003 год. Точно так же была пресечена деятельность многих криминальных структур, возбуждены уголовные дела. Выходит, что всего лишь за год взамен отрубленных голов у спиртовой «гидры» выросли новые? Почему это произошло?

Полученные КГБ материалы свидетельствуют: помимо явного попустительства со стороны уполномоченных госорганов, выпуску и реализации фальсифицированного алкоголя способствуют пробелы в действующем законодательстве. К примеру, предприятия получали акцизные марки, предназначенные для пластиковых стаканчиков с алкоголем объемом 0,2 литра, а фактически маркировали ими бутылки объемом 0,5 — 0,7 литра...

Проведенные КГБ мероприятия преследовали не только конкретную цель — пресечение незаконного спиртового бизнеса. Это был, если хотите, и пристрастный, весьма квалифицированный мониторинг, который выявил устойчивую тенденцию к ухудшению экономического положения ликеро–водочной отрасли. Он однозначно показал: меры, которые принимают органы госуправления в данной сфере, носят разрозненный, половинчатый характер и не оказывают существенного влияния на ситуацию.

Полученные выводы служат основанием для подготовки проекта нового декрета Президента, регулирующего отношения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Никто не имеет права травить нас!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter