Гибнут люди за металл?

Свинец и ртуть — «бомбы замедленного действия»
Свинец и ртуть — «бомбы замедленного действия»

Бедный Бетховен! Почти два века прошло со дня смерти композитора, а его все не оставляют в покое. Точнее, его волосы. Запредельным объявили американские ученые содержание свинца в прядях гения, срезанных сразу после кончины. Как Бетховен умудрился стать резервуаром для тяжелого металла — непонятно. Но его уже окрестили жертвой хронической интоксикации. Не первой, впрочем, и не последней.

На «скрытые угрозы» сегодня пеняют многие. Скажем, лабораторию промышленной токсикологии Республиканского научно–практического центра гигиены упорно осаждает пенсионер: «Почему на Вяче разрешают стрелять уток? Все дно покрыто свинцовой дробью! Нам, местным жителям, что теперь — помирать?» Его уже устали успокаивать. Устали объяснять населению и то, что не таит никакой угрожающей дозы свинца краска для волос: ее, прежде чем выпустить на белорусский рынок, токсикологи тщательно проверяют. Но поскольку слухи о коварстве тяжелых металлов бродят самые невероятные, точки над «i», похоже, придется расставить еще раз. В этом «СБ» помог главный государственный санитарный врач Заводского района Минска Игорь Першин. Показательно, что за 30 лет работы в санслужбе Игорь Григорьевич ни разу не встречал хронических интоксикаций тяжелыми металлами среди тех, кто по долгу службы не имеет с ними дела. Отравление же возможно лишь тогда, когда на вредном производстве человек отработал лет 10 — 15, причем регулярно нарушал технику безопасности.

— Наш организм устроен таким образом, что все случайно попавшие в него химические вещества рано или поздно выводятся (если, конечно, это была не смертельная доза), — объясняет Игорь Першин. — Те же тяжелые металлы содержатся в некачественно утилизированных отходах (битых ртутных лампах, аккумуляторах, батарейках), но их количество мизерно, и они не могут сразу повлиять на организм человека. Есть тяжелые металлы и в бытовых красках, удобрениях, бензине, ядохимикатах и т.д. Но, смею заверить, население от опасности надежно защищают специальные санитарные и технологические правила.

Честно говоря, «тяжелые металлы» — это только для уха человеческого звучит страшновато. Тело давно к ним привыкло. Без малого вся таблица Менделеева — в ежедневном обеде, в капле крови, в брызгах морской воды. Просто нам как–то спокойнее думать, что человек — это «одушевленная вода». Спору нет, на 97 процентов наше тело состоит из хорошо известных даже семикласснику элементов: прежде всего кислорода и водорода, а также углерода, кальция и азота. Но есть как–никак еще 3 процента, в которых более 60 необходимейших химических «кирпичиков». Будет с ними перебор — конечно, туго нам придется, однако и без них тоже ничего хорошего. Поэтому с помощью Игоря Першина мы составили для читателей своеобразное досье на те три вещества, которые могут представлять наибольшую опасность. Читайте — и гоните страхи прочь. Ведь к среднестатистическому белорусу, заботящемуся о собственном здоровье, это, по большому счету, не имеет никакого отношения.

Свинец

Кто его жертвы? Кроме Бетховена, к ним причисляют слабосильных отпрысков царя Алексея Михайловича. Тогда, в конце XVII века, царский дворец в Москве снабжался водой из свинцового водопровода. Возможно, жертвой хронической интоксикации свинцовыми белилами стал и Франсиско Гойя, ведь на основе их он получал свои излюбленные серые тона — и всю жизнь мучился припадками и галлюцинациями.

Что опасно? Выхлопные газы, особенно бензин с тетраэтилсвинцом (к счастью, сегодня в Беларуси такой не используется). Загрязненные пища и вода. Газообразные фракции продуктов переработки свинца и свинцового лома вблизи металлургических заводов. Жестяная тара для консервов, хранящаяся более 5 лет. Декоративная фарфоровая и керамическая посуда, если ее использовать не для украшения стола, а для приготовления еды.

Когда опасно? Свинец может накапливаться в костях, не оказывая до поры до времени токсичного действия. Однако из–за повышенной кислотности, злоупотребления спиртным, недостатка кальция в пище эти «запасы» способны перейти в кровь и даже вызвать острое отравление.

Предельная концентрация. Предельное количество свинца в воздухе — не выше 0,01 мг/куб. м. В зоне риска — помещения, где идет работа с расплавленным свинцом. Образно говоря, даже если на полу стоят свинцовые аккумуляторы, никакой угрозы нет. Признаки отравления: общая слабость, бледность кожных покровов, боли в животе, «свинцовая кайма» по краям десен, анемия, нарушение функции почек. Повышенное содержание свинца в моче — более 0,05 мг/л — один из показателей отравления. В дальнейшем возможны расстройства нервной системы и поражение головного мозга.

Что делать? Профессионалы, имеющие дело со свинцом в чушках или пластинами из аккумуляторов, должны работать в респираторе, перчатках, спецодежде и строго соблюдать правила гигиены. Всем остальным медики советуют не собирать грибы–ягоды у автострад, а если свинцом пугают в салоне красоты — не впадать в панику. Лучше пройти комплексное обследование и в первую очередь проверить почки и их функцию.

Ртуть

Кто ее жертвы? Все началось с древних инков, которые экспериментировали с ртутью в прямом смысле до потери сознания. Спустя столетия ядовитыми испарениями отравились десятки рабочих, золотивших кресты и купол Исаакиевского собора. Уже в наше время, в 1953 году, конвульсии и судороги одолели более ста жителей одного японского городка. Оказалось, что все бедняги употребляли в пищу морскую рыбу, буквально напичканную ртутью, которую местный химкомбинат сбрасывал в море.

Что опасно? Как правило, ртуть попадает в организм при вдыхании ее паров. В промышленности опасность представляют измерительные приборы с ртутным наполнителем, технологические процессы с использованием ртути и люминесцентные лампы. В быту «мина номер один» — бытовой термометр.

Когда опасно? Всегда. Ртуть резко отличается от других металлов, поскольку в нормальных условиях находится в жидком состоянии. Этот высокотоксичный яд накапливается в организме, выводится чрезвычайно медленно, а поражает кроветворную, ферментативную, нервную системы и почки.

Предельная концентрация. Недельная безопасная доза общей ртути — 5 миллионных долей грамма на каждый килограмм человеческого тела. Максимальная разовая концентрация металлической ртути в воздухе — 0,01 мг/куб. м.

Признаки отравления. При остром отравлении — металлический вкус во рту, слюнотечение, зубная боль, боли в животе. Поражаются почки, вследствие чего организм как бы «закупоривается», накапливая вредные вещества, что приводит к смертельному исходу. Чаще всего ртуть обнаруживают в крови, печени, почках и головном мозге.

Что делать? Проявлять предельную осторожность. Разбили опасный прибор — звоните «01».

Кадмий

Кто его жертвы? Кадмий — виновник болезни итай-итай (в переводе с японского — «больно-больно»). Совсем недавно в префектуре Тояма от кадмиевого отравления скончалась 87–летняя женщина. Всего диагноз итай-итай значился в карточке у 187 японцев. В живых осталось четверо.

Что опасно? Почвы, загрязненные удобрениями, в особенности суперфосфатом, куда кадмий входит в качестве микродобавок. Выбросы в атмосферу от промышленных предприятий, производящих или использующих кадмий. Неправильно утилизированные аккумуляторные батареи.

Когда опасно? Шведы считают, что особенно рискуют курильщики. В одной сигарете содержится от 1,2 до 2,5 мкг этого яда. А выводится он из организма крайне плохо.

Признаки отравления. Как следует из названия, мучительные боли во всех частях тела. Костная система становится чрезвычайно хрупкой и ломкой, нарушается работа почек. И этот процесс необратим.

Что делать? Главный совет банален: не курить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter