Мужчины и женщины на грани нервного взрыва

Гей, славяне!

«Камилу убили, девочку убили», — кричит в микрофон заслуженный тренер Татьяна Тарасова. «Всех, кто довел эту девочку до такого состояния, найти и судить. А лучше высечь прилюдно на Красной площади. Подонки», — пишет в соцсеть телекомментатор Георгий Черданцев. «Ненавижу всех, никогда в жизни, никогда, я ненавижу этот спорт», — говорит Александра Трусова перед тем, как ступить на пьедестал.

Камила Валиева.
Такой развязки на соревнованиях женщин‑фигуристок не ожидал никто. Чемпионкой Олимпиады стала россиянка Анна Щербакова, второй стала Трусова, третьей — японка Каори Сакамото. А Камила Валиева, фаворит из фаворитов, которая пребывала под прессингом всего мира после допинговой истории, сорвала половину из заявленных прыжков и заняла только четвертое место. 
Белоруска Виктория Сафонова, по итогам короткой программы занимавшая 17‑е место, смогла подняться в итоге на четыре строчки выше. Она 13‑я — и это главная белорусская олимпийская новость вчерашнего дня, если не считать банальности: организаторы Игр перенесли женский масс‑старт в биатлоне. Из‑за мороза гонка начнется сегодня в 10:00 по белорусскому времени, а не 19 февраля в 12:00, как планировалось ранее. Мужская гонка пройдет по расписанию — тоже сегодня, но в 12:00. В стартовых протоколах вчера фигурировали имена Динары Алимбековой, Анны Солы и Антона Смольского.

В ожидании заключительных гонок стартов биатлонистов не хочется особо морализаторствовать. Плохо, конечно, что наша женская команда зашла на пять штрафных кругов в эстафете (больше всех!) и в результате смогла финишировать только 13‑й. Но еще хуже на душе от отказа Динары Алимбековой объяснять журналистам свою неудачу на дистанции и тем более от признания расстроенной в лучших чувствах Анны Солы о желании как можно быстрее покинуть горы Чжанцзякоу, столь негостеприимно встретившие белорусских биатлонистов. 

И ведь что поразительно, на симптомы общей хандры могли бы пожаловаться и в сборных России и Украины. Первая, хоть и мчит на всех порах в каждой гонке, пока остается без вожделенного золота. А после эстафеты, которая принесла российским женщинам серебряные награды, тренер команды Михаил Шашилов неожиданно смутил всех словами о том, что он уже не работает. Украинская же биатлонная сборная на Играх в Пекине и вовсе выступает не благодаря, а вопреки. Коронавирус надолго вывел из строя главного тренера команды словенца Уроша Велепеца. Потом с положительным тестом в китайский изолятор попала бывшая белоруска Дарья Блашко. Многоопытная Валентина Семеренко провалилась в смешанной эстафете, снялась по ходу индивидуальной гонки и по состоянию здоровья была отправлена домой. На женскую эстафету украинцы с превеликим трудом собрали четырех здоровых спортсменок (но и эта команда опередила белорусок)…
Состязания фристайлистов на олимпийском трамплине завершились так, как и четыре года назад. Во‑первых, на пьедестале стояли те же люди, что и в Пхенчхане, — Ци Гуанпу, Александр Абраменко и Илья Буров (с той лишь разницей, что на этот раз китаец и украинец поменялись местами). А во‑вторых, украинец Абраменко опять обнимался с россиянином Буровым, и эта история сегодня выглядит даже интереснее чисто спортивной. 
Александр и Илья. Илья и Александр. Между этими снимками четыре года, но разницы как будто бы нет...

Потому что и четыре года назад между Россией и Украиной витала напряженность, и сейчас ничего не изменилось. Но это ничуть не мешает показывать дружеские чувства спортсменам. «Мы между собой никогда не говорим о политике, только о спорте. Своих коллег из разных стран, в том числе и из России, я знаю много лет, мы дружим, никогда друг друга не обижаем», — говорил Абраменко в Пхенчхане. И он же повторял примерно такие же слова 16 февраля 2022 года — в день, названный в западных СМИ днем вторжения России в Украину. 

Во фристайле, где всего 20 (ну 25) человек в мире способны показывать на трамплине элементы ультра‑си, где восторг всегда соседствует со смертельной опасностью, спортивное братство чувствуется особенно сильно. Может, именно поэтому украинцы Цупер и Кушнир всегда чувствовали себя своими в белорусской сборной, а наши спортсмены с легкостью усиливали сборную России перед Сочи. В мире фристайла белорусы, украинцы, россияне близки даже с китайцами, и ничуть не стоит удивляться тому, что Анна Гуськова уже в Пекине оказалась тем человеком, на плече у которого рыдала от счастья великая во всех смыслах спортсменка Ксю Ментао.


Александра Трусова в произвольной программе сотворила историю, выполнив пять прыжков в четыре оборота

В фигурном катании границ в общепризнанном смысле вообще нет. И сегодня мы можем бесконечно приводить в пример Татьяну Навку, которая родилась в Днепропетровске, когда он еще не назывался Днепром, потом выступала за Беларусь в парах с армянином Самвелом Гезаляном и россиянином Николаем Морозовым, становилась олимпийской чемпионкой в паре с Романом Костомаровым, а теперь замужем за голосом Кремля — пресс‑секретарем Президента России Дмитрием Песковым. А вчера в женской произвольной программе мы наблюдали за тем, как бывшие россиянки Екатерина Куракова, Анастасия Губанова и Екатерина Рябова катались соответственно за Польшу, Азербайджан и Грузию. Как бывшая украинка Ольга Микутина выходила под австрийским флагом. Как мы сами яростно болели за белорусскую москвичку Викторию Сафонову, признавая при этом очевидное превосходство российских прим Анны Щербаковой, Александры Трусовой, Камилы Валиевой... 

То была подлинная драма. Александра Трусова исполнила пять четверных прыжков (как у мужчин Нейтан Чен). Сакамото выглядела существенно скромнее — она проиграла россиянке. Предпоследней каталась чемпионка мира Анна Щербакова, и ее произвольная заставила биться в экстазе самого Илью Авербуха: «Она была безупречна!» Валиева, как лидер после короткой программы, выступала последней, но… но… но…

Анна Щербакова.

Позже телекамера безжалостно выхватит слова тренирующей всех трех российских фигуристок Этери Тутберидзе, обращенные к заплаканной Камиле: «Ну что ты так отпустила все? Что ты вообще перестала бороться?» У этой женщины точно камень вместо сердца. 

Но драма-то на этом не закончилась. Александра Трусова была столь огорчена сереб­ром, что не стала аплодировать Щербаковой: «У всех есть золотая медаль! А у меня нет! Ненавижу этот спорт! Больше никогда не выйду на лед!» И снова пошли в атаку комментаторы. «Если дети (с медалью) кричат, что уже ненавидят спорт, которым они занимаются, то нафига все это? — спросил в эфире один из них и сам же ответил. — Впрочем, первыми фигуристками, о которых я узнал, были Кэрриган и Хардинг. Одна другой порезала шнурки. Так что удивляться нечему. Они, правда, были взрослыми».
Александра Трусова в произвольной программе сотворила историю, выполнив пять прыжков в четыре оборота.
Тоня Хардинг и Нэнси Кэрриган оказались настолько взрослыми, что первая в преддверии Олимпиады в Лиллехаммере организовала нападение на соперницу. Нэнси тогда получила серьезные повреждения, но сумела попасть на Олимпиаду и даже заняла там второе место. Первое, впрочем, тогда, в 1994-м, заняла круглая сирота Оксана Баюл, много раз рассказывавшая потом, как, не имея жилья, спала в раздевалке катка в том самом Днепропетровске, который еще не был Днепром…

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В желании поддержать своих нам так часто хочется крикнуть «Гей, славяне!», пропеть вслед за предками «Гром и ад! Что ваша злоба,/ Что все ваши ковы,/ Коли жив наш дух славянский!/ Коль мы в бой готовы!», что только большие знатоки истории культуры могут напомнить, что до того, как стать гимном панславянского движения, словацкий поэт Самуэл Томашик написал слова песни под названием «Гей, словаки!». Впрочем, какая же это мелочь…

gord@sb.by

ПУЛЬС ПЕКИНА

Виктория Сафонова, фигурное катание, 13-е место:

Выступает Виктория Сафонова.

— Сделала, в принципе, почти все, что задумала. Главное — удалось насладиться выступлением на олимпийской арене, получить удовольствие от проката… Эту программу мы с тренером готовили весь сезон. С конца апреля начинали ставить и вот до сих пор накатываем. Рада, что смогла показать ее в Пекине. Из-за ковида я, как вы помните, пропустила предыдущий чемпионат мира. И здесь со мной было ровно то же, что и с Костей Милюковым: сначала положительный результат, потом два отрицательных. Но сказать, что я как-то сильно переживала по этому поводу, не могу. Потому что не сомневалась: все будет хорошо. Даже когда случился тот «плюс», знала — дальше обязательно будут два «минуса». Чувствовала себя хорошо и нисколько не сомневалась…

Екатерина Слоева, конькобежный спорт, 21-е место на дистанции 1000 метров:

— Неплохое время (1 минута 16,83 секунды). Это мой личный рекорд на равнинном катке. Да, есть еще над чем поработать в следующем сезоне. Надеюсь, сконцентрируюсь на подготовке именно на 1000 м и 1500 м. Особенно это касается «тысячи»: надо добавить в скоростно-силовых компонентах. Конечно, командную гонку тоже хочу бегать. Выступать на всех дистанциях — это, может быть, хорошо, но сложно. Очень довольна, что смогла отобраться и выступить в Пекине.

Хоккей полон вопросов

В это трудно поверить, но президент ИИХФ Люк Тардиф в ожидании полуфиналов мужского хоккейного олимпийского турнира на полном серьезе говорил о переговорах с МОК по поводу включения хоккея в программу не зимних, а летних Игр. А почему?

Бурная радость словаков после выхода в полуфинал.

А потому, что никому не нравится ситуация, при которой главной звездой олимпийского хоккея становится не Овечкин, не Кросби, а 17‑летний словацкий юноша Юрай Слафковски. Габаритный нападающий забросил уже пять шайб, в том числе и в четвертьфинале против сборной США. Тот матч словаки выиграли благодаря единственной успешной попытке в буллитной серии, после чего, к слову, долго благодарили вратаря минского «Динамо» Патрика Рыбара. 

Сегодня в полуфинале словаки (именно они, напомним, не пустили в Пекин сборную Беларуси) играют с финнами, россияне со шведами, а ИИХФ пребывает в тяжких раздумьях о том, до чего еще докатится мужской хоккей на Олимпиадах. Без игроков НХЛ получается как‑то грустновато… 

Смазала лыжи стероидами?

На зимней Олимпиаде в Пекине зафиксировано уже два допинг‑скандала. Первый — набивший оскомину случай российской фигуристки Камилы Валиевой. Вторым стал положительный результат теста на анаболические стероиды украинской лыжницы Валентины Каминской. 

Валентина Каминская.
На двух предыдущих Олимпиадах Каминская выступала за сборную Беларуси. Никаких достижений у нее не было. В сборную Украины она перебралась после Пхенчхана, но и в Пекине ничем похвастать не могла. В десятикилометровой гонке Каминская заняла 79‑е место. Кроме того, 34‑летняя спортсменка стала 70‑й в личном спринте. А во время эстафеты 4 х 10 км сборную Украины дисквалифицировали как круговую. И в этот момент на дистанции находилась именно Каминская.

Положительную пробу лыжница сдала 10 февраля после десятикилометровой гонки с раздельным стартом. В анализах обнаружили следы анаболического стероида местеролона и два вида стимулянтов — метилкегсанамин и гептаминол. 

Валентина Каминская уже прокомментировала свое дело в Instagram следующими словами: «Моя карьера в профессиональных лыжных гонках внезапно подошла к концу… Шокирующая новость о моей допинг‑пробе на Олимпийских играх — настоящая катастрофа и почти конец света для меня. Это был выстрел в упор из ядерного орудия, который меня уничтожил и стер с лица земли! Звучит банально, но я никогда бы намеренно не принимала такие вещества. Это не просто запрещено, но и глупо со стороны каждого спортсмена… Чувствую себя как злодей, который совершил что‑то ужасающее, но сам не понял как». 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter