С 1 января Беларусь, Россия и Казахстан живут по-новому – в Едином экономическом пространстве. С какими результатами аграрии трех стран подошли к этой важной вехе?
БЕЛАРУСЬ.
Финансирование АПК не сокращается. Пока...
ЭТО был удачный сельскохозяйственный год: погода не преподнесла неприятных сюрпризов, и усилия тружеников села были по праву вознаграждены.
Собрано свыше 9,3 миллиона тонн зерна и зернобобовых — на 24 процента выше прошлогоднего уровня, в том числе 1,6 миллиона тонн кукурузы, что в два раза превышает показатель 2010-го. На 38 процентов больше — 1,2 миллиона тонн — собрано картофеля. В нынешнем году получили такой урожай свеклы, о котором еще совсем недавно могли только мечтать — 4,5 миллиона тонн, а это на 17 процентов больше, чем в минувшем году. Особенно радует улучшение качественных показателей: на 13,3 процента, до 455,7 центнера с гектара, повысилась урожайность этой культуры, на 1,9 процентных пункта, до 16,7, — сахаристость. Не останутся белорусы и без капусты, моркови, лука. Овощей открытого грунта вырастили на 40 процентов больше прошлогоднего — порядка 300 тысяч тонн.
Не будет в этом году и проблем с обеспечением населения всеми видами круп. Гречки в амбарном весе намолочено 38 тысяч тонн, из них более 25 тысяч тонн уже поступило на переработку. Мы не только закрываем потребности страны в муке, а это 600 тысяч тонн.
Что касается животноводства, то в этой области наши проблемы во многом схожи с трудностями партнеров по «тройке». Снижается поголовье КРС, падают надои. Снижение продуктивности дойного стада связано с более низкой обеспеченностью концентрированными и травяными кормами, с удорожанием импортного белка для производства комбикормов.
Для сельхозпроизводителей большой проблемой стала и растущая дебиторская задолженность. Если в начале прошлого года она составляла 2181 миллиард рублей, то на 1 октября — 3163 миллиарда. Конечно, государство помогает, и пока речь о сокращении финансирования госпрограмм АПК не идет. К тому же недавно созданная Агропромышленная ассоциация Таможенного союза должна помочь аграриям: отныне появилась возможность координировать свои действия, отстаивать общие интересы и решать возникающие проблемы. Мир давно стал глобальным. И аграрный не является исключением. Если раньше было модно говорить о геополитике, то сегодня стоит ввести термин геоэкономика.
РОССИЯ.
Излечимы ли раны от ВТО?
ПО СЛОВАМ министра сельского хозяйства Елены Скрынник, Российская Федерация по итогам нынешнего сельхозгода вышла на 7 рекордов: 4 производственных и 3 экспортных.
Объем производства сои достиг исторического максимума и превысил 1,5 миллиона тонн. Получены рекордные урожаи рапса — около 1,1 миллиона тонн и сахарной свеклы — до 45 миллионов тонн. Собрано 8 миллионов тонн подсолнечника, что на 24 процента больше, чем в 2010 году. Также получен высокий урожай кукурузы — порядка 6 миллионов тонн.
Урожай зерна в чистом весе составил 92 миллиона тонн против 60,9 миллиона в прошлом году. Этого количества достаточно для удовлетворения внутренних потребностей страны в зерне и восстановления экспортного потенциала, который в текущем году может достичь 25 миллионов тонн. Кроме того, Россия впервые станет экспортером сахара. Объемы его производства выросли на 63 процента — до 4,4 миллиона тонн. По состоянию на 20 декабря прошлого года, сахарные заводы России переработали 33,7 миллиона тонн свеклы против 19,8 миллиона за аналогичный период прошлого года.
Решающим фактором высоких урожаев, кроме усилий и самоотдачи крестьян, стали, конечно же, хорошие погодные условия и беспрецедентная господдержка отрасли. В 2011 году строка расходов государства на АПК выглядит солидно: вместо запланированных 125 миллиардов рублей на поддержку АПК федеральным центром было направлено 170 миллиардов.
В отличие от достаточно успешного растениеводства животноводство России «хромает». Поголовье скота в последнее время заметно сокращается: в среднем за год на 3 процента. В октябре 2011 года в хозяйствах всех категорий насчитывалось 20,6 миллиона голов КРС против 21,3 миллиона в 2010-м, 21,9 — в 2009 году. По итогам 10 месяцев объем производства КРС на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий снизился на 6 процентов, промышленное производство говядины (кроме субпродуктов) — на 12. Россия превратилась в крупнейшего импортера говядины: по итогам января—октября ввезено 514 тысяч тонн мяса КРС — на 6 процентов больше уровня прошлого года. Доля импортного мяса, по оценкам экспертов, составляет 80 процентов.
За последние годы Россия не только продолжает оставаться крупнейшим мировым импортером молочной продукции, но и укрепляет свои позиции в этом звании. По прогнозам экспертов, импорт молока в России будет расти.
На 1 октября дойное стадо уменьшилось на 1,1 процента — до 9 миллионов буренок. По данным Росстата, за десять месяцев прошлого года валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил 29536,7 тысячи тонн, что на 1,4 процента меньше уровня прошлого года.
Как известно, в этом году Россия вступит во Всемирную торговую организацию. Минсельхоз России не видит серьезных угроз для отечественного животноводства и внутреннего рынка. Елена Скрынник утверждает, что власти смогут контролировать ситуацию благодаря тому, что при вступлении в ВТО Россия договорилась об увеличении господдержки сельскому хозяйству. Однако многие эксперты уже начали считать возможные раны от либерализации внешней торговли агропродовольственной продукцией. Так, Национальный союз свиноводов подсчитал, что обнуление пошлин на импорт свинины в рамках квоты, которое начнет действовать при вступлении России в ВТО, обернется для свиноводства потерей почти 20 миллиардов рублей. В Зерновом союзе утверждают, что производители могут потерять рынок кормов для производства говядины, в этом случае ущерб для них будет оцениваться в 12 миллиардов рублей ежегодно. А закупка минудобрений по мировым ценам с 1 января 2013 года приведет к потерям 21 миллиарда рублей.
Кроме того, страны, входящие в ВТО, полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков, что может представлять угрозу для продовольственной безопасности России.
КАЗАХСТАН.
Много зерна – все равно беда...
ПОСЕВНЫЕ площади всех сельхозкультур в стране — 21,2 миллиона гектаров, из них зерновых — 16,2 миллиона, в том числе пшеницы — 13,8 миллиона гектаров.
Машинно-тракторный парк насчитывает почти 47 тысяч зерноуборочных комбайнов, 44 тысячи грузовых автомобилей, 155 тысяч тракторов, кроме того, более 3 тысяч механизированных токов и 700 зерновых сушилок. По последним оценкам Минсельхоза, свыше 50 процентов всей сельхозтехники в Казахстане морально и физически устарело. Парк в основном представлен старыми машинами, которые достались по наследству после развала Союза.
В целом зерновой рынок Казахстана каждый год собирает щедрый урожай проблем, переживая значительные передряги: мало зерна — плохо, много — беда.
Первый звонок об угрозе перепроизводства прозвенел после большого — 22 миллиона тонн — намолота 2009 года. Уже тогда стало понятно, что слишком хороший урожай для казахстанских земледельцев скорее плохо, чем хорошо. Причины тому просты, но, несмотря на свою очевидность, не решены. А именно: внутренняя потребность Казахстана в зерне составляет порядка 8 миллионов тонн в год. Экспортный потенциал с учетом традиционных рынков сбыта (страны Центральной Азии и Прикаспийского региона) — 6—6,5 миллиона тонн. Итого, будем считать, что «идеальный» урожай для страны — 14 миллионов тонн.
В прошлом засушливом году собрано в чистом весе всего 12 миллионов тонн зерна, то есть на 2 миллиона тонн меньше «идеального» урожая. На фоне низкого урожая и в других странах мировые цены на зерно взлетели, Казахстан смог выгодно продать излишки 2009 года. Проблема перепроизводства отошла на второй план.
Урожай нынешнего года стал небывало большим — почти 30 миллионов тонн при средней урожайности 18,5 центнера с гектара. Такого праздника хлеба страна не помнит с советских времен. Однако когда крестьян поздравляли с завершением страды, сами «творцы рекорда» носились со слезами на глазах в поисках амбаров. Проблема перепроизводства вышла на новый уровень со всеми сопутствующими минусами — отсутствием емкостей для хранения зерна, параличом транспортной системы и, как следствие, катастрофическим падением цен. Элеваторы переполнены, из-за чего аграрии были вынуждены отдавать зерно за бесценок.
Последние годы поголовье КРС в стране неумолимо идет вниз. Так, по подсчетам Агентства РК по статистике, только в октябре 2011-го по сравнению с 2010 годом допущено сокращение поголовья крупного рогатого скота более чем на 7 процентов. На 1 ноября в республике насчитывалось 6,222 миллиона голов КРС, тогда как в 2010 году этот показатель был на уровне 6,7 миллиона. Последние 4 года в среднем на 2,5 процента снижается и объем производства молока. За 10 месяцев прошлого года подсобными хозяйствами населения произведено всего 4,649 миллиона тонн коровьего молока, что на 131 тысячу тонн меньше уровня прошлого года.
Значительное сокращение поголовья было решено перекрыть высокой продуктивностью. И один за другим в Казахстан потекли караваны «элитного» скота из Австрии, Германии и Голландии. Только в Северный Казахстан в этом году прибыло порядка 1000 голов из дальнего зарубежья. Были потрачены колоссальные деньги, и только потом выяснилось, что у большого числа коров отсутствовал ветеринарный паспорт и прочие документы. Позже оказалось, что завезенный скот был вакцинирован против бруцеллеза, хотя нигде в мире племенной скот не вакцинируется и держится «в чистоте».
В Казахстане снижается не только поголовье КРС. Не многим лучше обстоит на данный момент ситуация и в свиноводстве. По данным статистиков, в октябре содержалось порядка 1872,4 тысячи голов свиней против 1907,5 тысячи в 2010 году. Даже куры в унисон общей тенденции стали меньше нестись. Для сравнения: в октябре прошлого года было произведено 269,5 миллиона штук яиц, тогда как годом ранее этот показатель был на уровне 297 миллионов штук.
Все это приводит к тому, что казахи на рынке видят все чаще не отечественные продукты, а российские и белорусские.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»