На 29 августа анонсирован удар США и союзников по Сирии

Генсека никто не слышит

Весь мир замер в ожидании. На 29 августа анонсирован удар США и союзников по Сирии...

Весь мир замер в ожидании. На 29 августа анонсирован удар США и союзников по Сирии. В прессе уже представлены возможные сценарии военной операции, начиная от скоротечных атак крылатыми ракетами и заканчивая длительной воздушной войной с нанесением интенсивных авиаударов. Вчера в штаб–квартире НАТО было созвано заседание Североатлантического совета на уровне послов, созванное по инициативе США для обсуждения ситуации в Сирии.


Все вроде бы серьезно, и в то же время невозможно отделаться от ощущения глобального трагифарса. По действующему международному праву любые военные действия в мире требуют принятия соответствующего решения Совета Безопасности прежде, чем будут начаты. Вчера же генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предупредил, что команде ООН, расследующей факт предполагаемой химической атаки, нужно дать время, чтобы установить все достоверные факты. Вообще же его вчерашнее выступление во Дворце мира в Гааге напоминало глас отчаяния: «Дайте шанс миру, дайте шанс дипломатии. Прекратите воевать, начните переговоры». Увы, генсека никто не слышит.


Зато вчера американский блог The Foreign Policy разродился сенсацией.


Найден рояль в кустах... Американская разведка перехватила телефонный разговор между министром обороны Сирии Фахадом Джассимом аль–Фрейджем и главой химических войск, в котором речь шла о некоей атаке. И на этом основании утверждается, что у американских спецслужб появились косвенные доказательства причастности властей Сирии к химической атаке в пригороде Дамаска. Итак, улики против Асада добыли по телефону... Ну и ну! Мы уже писали, что ситуация с поиском повода для войны с Сирией доходит до гротеска, а теперь недалеко и до абсурда.


Тем не менее пока у спецслужб нет прямых доказательств причастности Дамаска к трагедии, которые обычно приводятся в таких случаях: анализов почвы и воздуха, а также крови жертв химической атаки. В населенном пункте Гута сейчас находятся эксперты ООН, которые должны провести необходимые исследования.


Впрочем, каковы бы ни были полученные результаты, вопрос о войне рассматривается сегодня совсем в ином поле, не имеющем никакого отношения к пробам почвы. Это вопрос взаимоотношений среди американских политических элит, которые испытывают то, что психологи называют кризисом идентичности. Проще говоря, мы сверхдержава или как? Эта дилемма мучает политический истеблишмент Вашингтона уже давно, достаточно почитать заголовки вашингтонских газет, бичующих Обаму за слабоволие, нерешительность, за то, что к Штатам уже никто не прислушивается...


Так что бездействие Барака Обамы на «сирийском фронте» и правда несет для него большие политические риски. В прошлом году он сам заявил, что использование химического оружия — это «красная линия», которую режим Асада не должен пересекать. Теперь, если Обама никак не отреагирует на донесения разведки, то и друзья, и враги будут расценивать это как слабость президента самой могущественной державы планеты...


При этом метания Вашингтона в течение последних дней показывают, что у администрации Обамы вообще нет четкой стратегии разрешения сирийского конфликта. И именно в этом разительная слабость сегодняшней Америки.


Раньше были большие стратегические идеи. «Новые рубежи» Кеннеди, стремившегося вдохнуть — и вдохнувшего — новую энергию в страну. Во времена Рейгана это была глобальная схватка с Советским Союзом, красиво упакованная под мессианскую идею борьбы с «империей зла». Даже совсем в недавние времена, при Буше, целью вторжения в Ирак было его превращение в демократическую и либеральную путеводную звезду для всего региона. «Витрину демократии».


Но с тех пор как «витрина разбилась», как–то измельчали и скукожились идеи. Уже в Ливии никто не ставил целью установить там демократию, а просто — убить Каддафи. В Сирии и того примитивнее — начать бомбежки из–за недоказанного применения химоружия.


А что станется с самой страной? И что собирается делать Обама с исламистской партией «Джабхат ан–Нусра», которая придет к власти после свержения Асада? Свергать так же, как свергнуты «Братья–мусульмане» в Египте? Насилие по спирали?


Даже такие ястребы, как Збигнев Бжезинский, сегодня говорят, что, цитирую, «военная операция, если она будет реализована, должна стать частью некоего широкого плана действий», иначе «может повлечь за собой крайне нежелательные последствия».


Беда в том, что нет такого плана. Нет концепции установления мира на Ближнем Востоке. Нет лидеров, к которым прислушались бы противоборствующие стороны.


Называть «моральным лидерством» жалкую прослушку телефонов, из–за которой сегодня собираются разбомбить Сирию, — это и правда «красная черта», за которую переходить нельзя.


Кстати


Показания свидетелей и пострадавших в Восточной Гуте под Дамаском «со всей очевидностью говорят о том, что нервно–паралитический газ зарин был применен боевиками оппозиции». Об этом вчера заявила член комиссии по расследованию возможных нарушений прав человека в Сирии Карла дель Понте. «Экспертная комиссия пока не нашла никаких свидетельств использования правительственной армией химического оружия», — добавила она.

 

Советская Белоруссия №161 (24298). Четверг, 29 августа 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter