С конвейера БелАЗа сошел тысячный 220-тонный самосвал

Генералы карьеров

Предприятиям тяжелой промышленности сегодня нелегко. Снижение платежеспособного спроса вкупе с экономическими проблемами ключевых стран–партнеров отнюдь не способствуют росту продаж. Особняком в их ряду стоит БелАЗ. Помимо «стандартных» для наших промышленников проблем, этот производитель тяжелой карьерной техники сегодня переживает еще и снижение продаж, связанное с кризисом мировой горнодобывающей отрасли. Спрос на многие виды полезных ископаемых на планете упал, и компании стали прижимистыми — новую технику берут крайне неохотно. Впрочем, жодинский завод со сложностями экспорта пока справляется. И, несмотря на пасмурные настроения, даже решается на проведение небольших праздников. Вчера, например, с конвейера предприятия торжественно сошел тысячный 220–тонный карьерный самосвал БелАЗ–7530.



«Юбиляра» продали еще на стадии сборки — он уедет в Россию, будет трудиться на угольном карьере в Кузбассе. Там ему денно и нощно придется работать под усиленными нагрузками.

— Наша техника вообще всегда работает на износ, — объяснил начальник производственно–диспетчерского управления Виктор Орехво. — Обычно горнодобывающие предприятия такую технику предпочитают использовать по полной. Самосвал эксплуатируется в три смены, вниз в карьер спускается аккуратно на тормозах, вверх едет, груженный под завязку.

Специалист уверяет: именно 220–тонники сегодня вырываются в число наиболее востребованных покупателями моделей. Деньги считают все, и вопрос, что лучше купить — один большегрузный самосвал или два–три поменьше, обычно решают в пользу техники с большей грузоподъемностью. К тому же белорусский производитель, который в прошлом году в сегменте 220–тонников умудрился захватить долю мирового рынка в 30 процентов, для покупателей оказывается еще и более выгодным и с другой точки зрения. Эксплуатационные расходы у нашей техники в среднем ниже на 30 — 40 процентов.

Гендиректор ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ–Холдинг» Петр Пархомчик уверяет: конкуренция с другими мировыми производителями карьерной техники — корпорациями Komatsu и Caterpillar — сложилась ныне очень жестокая. Воевать приходится буквально за каждого покупателя.

— Судите сами: до начала нынешних проблем у горнодобывающих компаний в мире всеми производителями совокупно продавалось по 4,7 — 4,8 тыс. карьерных самосвалов грузоподъемностью свыше 100 тонн в год. После 2012 года продажи резко пошли на убыль, и в прошлом году реализовали примерно 1,8 тыс., — говорит руководитель.

Нынешний спад на предприятии объясняют экономическими циклами. Самосвал в среднем эксплуатируется 10 лет, это значит, что примерно раз в пять лет спрос на технику падает, но потом медленно начинает расти. Нынешний год как раз нижняя точка синусоиды, в 2016 году продажи пойдут вверх, а пиковым станет 2018–й.

Пока же завод планирует более активно работать на внешних рынках по аутсорсингу. Раз уж не каждое горнодобывающее предприятие может позволить себе закупить партию наших самосвалов, значит, надо пойти навстречу. Потребитель в итоге покупает не саму машину, а услугу по количеству перевезенных тонн.

Первые месяцы показали довольно хорошие экономические результаты — схема сегодня работает в России, где уже по аутсорсингу эксплуатируется 150 карьерных самосвалов, в Монголии и в ЮАР, где трудится около 40 машин.

Стимулированию продаж поспособствуют и активно внедряемые финансовые схемы. Еще недавно наши производители жаловались, что с конкурентами сладить стало невозможно: они предлагают рассрочку на свою продукцию на 3 — 5 лет, и нам на многих рынках было очень непросто работать. Однако после того как экспортный лизинг и рассрочка появились и у нас, машиностроители получили еще один шанс выступить на рынок с конкурентоспособными предложениями.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 81 (24711). Четверг, 30 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter